Актуальность программы определяется интересом подростков к естественнонаучным знаниям и профессиям, связанным с их изучением и использованием. Мастерская природы – нерукотворный источник всего живого на нашей планете. Природа – гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой высокосовершенное произведение, отличающееся поразительной целесообразностью, надёжностью прочностью, экономичностью расхода строительного материала при разнообразии форм и конструкций. С давних пор стремился человек заглянуть «внутрь живых моделей», разгадать «секреты» действия биологических систем, созданных природой.
Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных наук, образование комплексных отраслей знания и их бурное развитие. Чрезвычайно важными задачами являются задачи ознакомления подростков с основными тенденциями развития современной науки и создание в их представлении общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы. Бурный рост технической мысли, начавшийся с середины 20 столетия, развитие биологии и вторжение в неё таких точных наук, как физика, химия, математика и особенно кибернетика, перебросившая мост от биологии к технике, – всё это привело к взаимосвязи биологических и технических дисциплин и обусловило развитие нового научного направления – бионики.