Юный филолог

  • ОВЗ

Анализ учебно-методической литературы позволяет говорить о том, что в современной методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы. Так, все большую актуальность приобретает проблема обучения связной речи. Во-первых, это обусловлено тем, что развитая (устная и письменная) речь – показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Кроме того, только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

 

Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности.

 

В рамках школьного образования в процессе формировании умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное важную роль играет работа над сжатым изложением текста. Кроме того, обучение этому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность.

 

Анализ работ учащихся по русскому языку в новой форме выявил ряд проблем в написании сжатого изложения:

· проблему адекватности восприятия текста на слух;

· проблему организации планомерной и постоянной работы над освоением учениками лексического богатства русского языка;

· многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы или нечетко обозначают красную строку, а ведь в критериях оценки особое внимание обращается на абзацное членение текста;

· проблема выделения главной и второстепенной информации в тексте;

· неумение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

· многие ученики допускают грамматические и речевые ошибки.

.Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей в освоении норм написания сжатого изложения, чем практическому овладению этими нормами. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой работы с различными видами упражнений, направленных на подготовку к написанию сжатого изложения.

Проанализировав свой прошлый опыт преподавания, а также результаты экзаменационных изложений, я пришла к выводу, что далеко не все ученики достаточно подготовлены к подобной письменной работе.

Работа в новых условиях открывает для педагога новые возможности. Основной вопрос, над которым начинаешь задумываться, как строить уроки русского языка, начиная с 5 класса, имея в виду перспективу ГИА с ее разнообразным содержанием. Эта перспектива побуждает находить новые методические решения, делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным, организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика, а следовательно, и его учителя.

И все же нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинять ей весь сложный и разнообразный учебный процесс. Но на некоторые виды деятельности нужно обратить особое внимание. Прежде всего, это подготовка к сжатому изложению.

Ошибкой было бы считать, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений и подробных изложений. Так проблемы не решить. Учителю необходимо осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, а значит нужно обучать школьников пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база

Стоимость