Новизна Программы в том, что она направлена на профессиональное самоопределение учащихся, с возможностью развить в себе лидерские качества вожатого и попробовать себя в профессии вожатый.
При разработке Программы использованы современные социальные технологии организации образовательного процесса – индивидуальная траектория
развития, формирование позитивных образов, самоопределение, стимулирование к креативности и полезному действию.
Одним из результатов Программы является полезный для обучающегося продукт – «методическая копилка» вожатого.
Актуальность Программы обусловлена потребностью подростков в продуктивной деятельности, необходимости самореализовываться в качестве наставника (лидера), организатора творческих дел и групп, в интересе к позитивному общению с ровесниками и младшими. Кроме того, с точки зрения профориентации актуальность для учащихся состоит в возможности познакомиться с миром педагогических профессий и применить на практике полученные знания.
Целесообразность программы объяснятся тем, что содержание программы направлено на формирование у учащихся интереса к педагогической деятельности, выявление и развитие организаторских, коммуникативных, креативных способностей, а также на формирование навыков межличностного и делового общения. Обучение предполагает знакомство с педагогикой, психологией, с профессией педагога, а также формирует навыки самостоятельной работы с детьми, выявляет мотивы выбора педагогической профессии, даёт возможность получить начальные профессиональные (педагогические) знания.
Отличительной особенностью данной программы является использование ТИС-подхода (творчество, инициатива, самостоятельность) в содержании деятельности; готовность применять ЗУНы в жизненной ситуации, решение практических задач, опора на практикумы (деловые игры);
Взаимодействие (взаимопроникновение) воспитательных систем образовательных учреждений и учреждения дополнительного образования: в своей школе вожатые становятся ведущими мероприятий, руководителями и членами лидерских объединений школы, председателями советов школьного самоуправления.
Кроме того, программа «Школа вожатых» реализуется через организацию практико-ориентированной образовательной деятельности, что решает задачи формирования социально активной личности.