В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обозначена приоритетная задача в сфере воспитания детей – «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Огромную роль в духовно-нравственном воспитании, развитии чувства патриотизма и гражданственности играет история и русская литература, призванные дать представление о духовном богатстве русского языка, красоте и выразительности русской речи. Внимание к слову, его лексическому и духовному значению, его «жизни» среди других слов и художественной роли в тексте является необходимым условием для осознания школьниками родного языка как высшей духовной ценности, национально-культурного достояния.
Приобщение к слову великой русской литературы, проникновение в тайну слова, постижение его глубинного смысла – залог становления эмоционально богатой, высоко духовной личности.
Дополнительная общеразвивающая программа не только знакомит с произведениями художественной литературы, но и предполагает опыт коммуникации, диалога с поэтом, включает обучающегося в духовный поток русской культуры, открывает общечеловеческие ценности бытия, формирует нравственное мировосприятие и национальное самосознание. Программа побуждает задуматься о смысле жизни, справедливости и правде; призывает вместе с авторами пройти жизненные перипетии, испытав падение и восстание; услышать призыв к освобождению от мирской суеты.
Программа направлена на овладение подростками личностными, коммуникативными, регулятивными и познавательными универсальными действиями, предопределяющими дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.
Программа, направленная на развитие аналитических навыков, стимулирует инициативу и самостоятельность обучающихся, способствует реализации и развитию творческих способностей.
Произведения для аналитической работы отобраны с учетом их познавательных, нравственных и эстетических функций. В предлагаемых для анализа художественных текстах запечатлен не только родной язык, но и история, культура, особенность и неповторимость России.
Инновационный характер программы определяется отбором произведений. Обучающимся для аналитической работы предлагаются поэтические тексты, существенно расширяющие границы общеобразовательной программы. Следует отметить и нововведение при подведении итогов реализации программы (создание собственных поэтических текстов).
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
· Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726
· Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
· СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
· Устав ОГБПОУ «Ульяновский техникум питания и торговли»
· Локальные акты учреждения.