Направленность: коррекционно-развивающая.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (детей 4-5 лет). Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применении игровых методов, широкое использование наглядных средств, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия. В ходе проведения занятий с детьми, предусмотрено выполнение творческих домашних заданий: систематическое повторение комплекса артикуляторной гимнастики, повторение слоговых рядов, слов, чистоговорок, заучивание стихов, составление рассказов на стадии автоматизации звука. Предлагаются задания на развитие графических навыков (обводка, штриховка). Сочетание специально организованных занятий и продуктивной домашней работы способствует более успешному и скорому усвоению речевых навыков. В связи с этим проводится консультационная работа с родителями детей, даются рекомендации, анализируются результаты коррекционной работы.
Цель представленной программы: создание оптимальных условий для коррекции нарушения звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, а также оптимизации развития лексико – грамматического строя речи и навыков связной речи.
Соответствие с поставленной целью нами был выделен ряд задач:
Образовательные:
- Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых;
- Развивать фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления;
- Расширить представления о подходах к дифференциации звуков;
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза;
Развивающие:
-Развивать слуховое восприятие и слухо-речевую память;
Обогащать словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания.
Воспитательные:
- Сформировать у детей положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- Активизировать коммуникативную деятельность детей.
- Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
Необходимо отметить, что постановка, автоматизация и дифференциация звуков проводятся поэтапно. Сами этапы и их последовательность неизменны для различения групп звуков. Общими являются требования к подбору речевого материала. Ожидаемые результаты работы связаны с повышением уровня развития фонематических процессов (сформированность слухопроизносительной дифференциации оппозиционных звуков, владение навыками аналитико – синтетической деятельности: простыми и сложными формами, включая фонематические представления), нормализацией звукопроизношения, совершенствованием лексико-грамматического строя речи, оптимизацией навыков связной речи. Важным предполагаемым результатом является создание предпосылок для успешного овладения навыками языкового анализа и синтеза.
Ожидаемые результаты :
В результате успешного освоения программного содержания у детей будут сформированы:
-правильный артикуляторный уклад звука, отсутствующих/дефектно произносимого;
-навыки фонематического анализа и синтеза, фонематические представления; - навыки слогового анализа и синтеза;
-представления об акустических и артикуляторных характеристиках речевых звуков.
Будут развиты:
- слуховое восприятие и слухо-речевая память;
-общие речевые умения и навыки (речевое дыхания, навыки дикции, интонационное оформление речи);
-словарный запас и навыки грамматически правильного оформления высказывания;
- навыки коммуникативной деятельность во взаимодействии с педагогом и сверстниками;
- интерес к изучению различных языковых явлений.
Форма проведения занятий: индивидуальная
Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц
Каждое занятие включает в себя:
- артикуляционные упражнения;
- пальчиковые игры и упражнения;
- дыхательные и голосовые упражнения;
- дидактические игры на развитие фонематического слуха.
Продолжительность занятий – 20 минут;
Периодичность занятий - 2 раза в неделю;