Ментальная арифметика –это развитие у дошкольников предпосылок инженерного мышления.
Инженерное мышление – это особый вид мышления, это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Следовательно, должны быть хорошо развиты оба полушария мозга: правое, отвечающее за творчество, восприятие и создание образов и левое, отвечающее за логику.
Синхронному развитию обоих полушарий мозга способствует ментальная арифметика.
Ментальная арифметика – это методика развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах абакус.
Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом этапе дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы дети переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
В результате ребёнок получает навыки:
- быстрого счёта в уме;
- концентрации внимания на решении определённой задачи;
- творческих способностей, фантазии, воображения;
- умения находить разные пути для решения поставленных задач;
- аналитического мышления, логики, системного подхода к любой проблеме.
Кроме того, существенно укрепляется память, дети получают возможность без усилий запоминать большие массивы цифровой, текстовой и зрительной информации. Также работа на абакусе двумя руками позволяет развивать у детей не только мелкую моторику, но и межполушарное взаимодействие, что не менее важно для успешного развития интеллектуальных возможностей.