Новизна программы в самом содержании, методических формах работы, стремлении познавать связь с окружающим миром, освоении основ декоративно-прикладного художественного творчества. Ручная работа ценилась во все времена, так как она помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Используемый природный материал таит в себе большие возможности: сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирует эстетическое и экологически грамотное отношение к природе. Ребята учатся жить в гармонии с окружающим миром.
Отличие данной программы от существующих в том, что занятия по программе проводятся по двум направлениям: «экология» и «творчество». Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.
Актуальность программы очевидна. В процессе занятия дети являются непосредственными создателями удивительного, заслуживающих высокую оценку творческих работ из самых доступных материалов, зачастую непригодных уже вещей, давая им вторую жизнь. Придерживаясь в программе намеченных направлений, главным считается духовно-нравственное обогащение обучающихся.
Если на уроках биологии, экологии, географии, учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время, на занятиях детского объединения «Юный эколог», они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки цветовода, эколога, флориста.
Программа «Экология и творчество» даёт возможность познакомить индивидуально каждого ребенка с живыми объектами. Общение детей с животными всегда вызывает их удивление, возбуждает любознательность, способствует развитию трудовых навыков, развивает положительные эмоции и чувства: улыбка, смех, сопереживании, ответственность за «братьев наших меньших», благотворно сказывается на становлении и развитии личности ребенка.
Природа не только дарит человеку возможность любоваться её красотой, вкушать плоды и дышать свежим воздухом. Она учит ребят удивительной способности фантазировать, творить необычное из её даров. Красота природы через искусство обогащает внутренний мир человека, возвышает его душу, дарит общение с прекрасным. В процессе художественно-трудовой деятельности, учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям, создаются условия для всестороннего развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству, а также выражая свои индивидуальные художественные способности, делают свою жизнь более яркой, самобытной. Именно сейчас, когда люди стремятся красиво обустроить свой быт, когда самое простое решение вносит неповторимый комфорт, программа «Экология и творчество» востребована и современна. Уют в доме, украшение праздников, досуг детей – ни одна из этих тем не осталась не затронутой в программе.