Программа содержит теоретические и практические занятия, условно разбитые на 5 частей.
1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.
Ребята узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров).
Ребята познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).
Участие в тренингах поможет осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала подростков, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
3. Учимся работать с документами.
Ребята познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).
Ребята определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
5. Практическая часть.
Участие ребят в различных акция, конкурсах, концертах, фестивалях.
Реализация программы предусматривает включение обучающихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы “Волонтёры” осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы ребята активно участвуют в волонтерских акциях. Волонтеры будут оказывать помощь социально-незащищенным группам населения, формировать ценности доброты и милосердия. Пробовать себя в роли волонтёра спортивных, образовательных, социокультурных мероприятий муниципального и регионального уровней. Будут участвовать в работе отрядов ЗОЖ, станут участниками Всероссийских профилактических акций, Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы». Присоединяться к Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», предложат свой маршрут и пройдут по маршрутам истории, культуры и природы своей малой родины.