Основы финансовой грамотности (для обучающихся 9-12 лет)

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде. Программа ориентирует на формирование ответственности у детей и подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Краткая характеристика обучающихся: возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 10-17 лет.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

• лекции,

• практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,

• семинары,

• дискуссии,

• деловые игры,

• решение тестов, задач, проблемных ситуаций,

• выходы на экскурсии в банк и на предприятия финансовой направленности.

Виды занятий: комбинированное; получение новых знаний и навыков; получение новых знаний.

Режим занятия: занятия проводятся по группам из расчета 34 учебных недели 1 раз в неделю по 2 академических часа. Срок реализации программы – 1 учебный год.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Основными задачами являются:

- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;

- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• владение умением решать практические финансовые задачи;

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Педагоги

Педагог Стеклова Елена Сергеевна ведет занятия на базе МБОУ города Ульяновска "Средняя школа № 76 имени Хо Ши Мина"

 

 

Содержание программы

Введение в предмет (4 ч).

Теория: Знакомство с педагогом. Ознакомительная часть о правилах поведения в учреждении, кабинете. Инструктаж по технике безопасности. Определение финансово-грамотного человека, его характеристики. Как стать финансово-грамотным?

Практика: Входная диагностика (тестирование).

 
Раздел 1. Деньги и денежное обращение. (10 ч).

Теория: Деньги: что это такое? Что такое деньги. История. Свойства. Как не стать жертвой фальшивомонетчика? Как отличить фальшивку. Современные деньги России и других стран. Наличные и безналичные деньги. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Электронные деньги как вид современных денег.

Практика: Отработка признаков подлинности банкнот на купюрах разного номинала. Практика в переводе стоимости одной валюты в стоимость другой по курсам покупки и продажи. Рассмотрение банковских карт. Экскурсия к банкомату.

 


Раздел 2. Личное финансовое планирование

Теория: Личный финансовый план: определение. Этапы составления. Доходы: виды, источники. Расходы: виды, источники. Способы минимизации расходов и оптимизации доходов.

Практика: Распределение доходов и расходов по статьям. Составление краткосрочного личного финансового плана. Практическая работа по составлению бюджета семьи

 

Раздел 3. Взаимодействие с банками (22 ч).

Теория: История появления коммерческих банков. Банковская система РФ. Функции банков. Основные виды банковских операций. Депозит: понятие, виды, проценты, договор банковского вклада. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Полная стоимость кредита. Кредитная история. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть?

Практика: Выбор наиболее привлекательных условий по вкладам. Практическая работа по расчету доходности по обезличенному металлическому счету. Практическая работа по выбору наиболее привлекательных условий кредитования.

 

Раздел 4. Взаимодействие семьи и государства (10 ч).

Теория: История взаимодействия семьи и государства. Налоги. История и современность. Виды налогов. Налоговые льготы. Виды налоговых вычетов. Обязательность уплаты. Социальные пособия. Пенсии.

Практика: Расчет налогооблагаемой базы на практике. Пример заполнения налоговой декларации 3НДФЛ. Практическое занятие по сравнению доходности негосударственных пенсионных фондов.

 

Раздел 5. Риски в мире денег (10 ч).

Теория: Понятие и классификация финансовых рисков. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Потеря работы. Рождение ребенка. Потеря кормильца. Природные и техногенные катастрофы. Финансовое мошенничество. Финансовые пирамиды. «Охота» за деньгами. Как защитить деньги от «ловушек». Реклама – как не стать ее жертвой. Страхование как вид защиты финансов. Виды страхования.

Практика: Сравнение предложений различных страховых компаний. Анализ и выбор наиболее привлекательного. Расчет страховой суммы и страховой премии.

 


Повторение пройденного материала (4 ч).

Итоговая диагностика. Тестирование (2 ч).

Цели программы

Формирование основ финансовой грамотности, предполагающее освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов.

Результат программы

Личностные результаты:

• формирование основ саморазвития и самовоспитания, готовности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание своих прав и обязанностей в сфере финансов;

• формирование сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и трудовой деятельности

 


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках заданных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы на примере материалов данного курса;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями.

 


Предметные результаты:

• овладение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• овладение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;

• формирование представления об основах предпринимательства и развитии собственного бизнеса;

• освоение приемов работы с экономической информацией, ее осмысление; проведение простых финансовых расчетов;

• овладение умением решать практические финансовые задачи;

• овладение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям, умение проводить анализ и интерпретацию финансовой информации из различных источников;

• определение стратегических целей и постановка стратегических задач в области управления личными финансами;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Особые условия проведения

Педагог Стеклова Елена Сергеевна ведет занятия на базе МБОУ города Ульяновска "Средняя школа № 76 имени Хо Ши Мина"

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет

Ноутбук или компьютер

Мультимедийная установка

Столы, стулья

Школьная доска

 


Информационное обеспечение:

Наличие дополнительной общеразвивающей программы

План – конспекты занятий

Презентации по темам занятий

 


Дидактическое обеспечение:

Тесты

Раздаточный материал

Тематические презентации

Карточки и бланки с заданиями