Школа журналистики «Контекст»

  • (4)

Программа ориентирована на дополнительное образование. В реализации программы могут участвовать школьники 1-7 классов. Она помогает воспитанникам овладеть умениями правильно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к литературному творчеству.

 

Программа предусматривает различные формы организации учебного процесса: проведение лекций, семинаров, консультаций, бесед, конкурсов, конференций, диспутов, экскурсий. При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы. По итогам реализации мероприятий программы обучающиеся осваивают навыки работы с цифровой техникой (фотоаппарат и видеокамера), основы работы в ОС IMac и Windows, совершенствуют язык, участвуют в творческих конкурсах и проектах, обращаются к темам, важнейшим для большинства своих ровесников, учатся остро ставить проблемы жизни родного города, постигают азы журналистики.

Особенностью программы является тот факт, что в нее включены в инклюзивном (на базе класса Гвардейская, 43) и в интегрированном (на базе ЦРИ «Преодоление») форматах работа с детьми с ОВЗ.

Педагоги

Сорочкина Екатерина Игоревна

Содержание программы

1 год обучения.

Модуль 1. Введение в образовательную программу. Знакомство с профессией журналиста (72 часа)

1.1. Введение. История журналистики – 2 ч.
1.2. Психологические, коммуникативные особенности профессии «журналист». – 6 ч.
1.3. Публицистический стиль – основа журналистики – 4 ч.
1.4. Теория журналистского творчества – 4 ч.
1.5. Мастерство журналиста: работа со словом – 4 ч.
1.6. Мастер-класс «Печатные издания» – 4 ч.
1.7. Творческая лаборатория – 24 ч.
1.8. Приёмы редакционной правки. Дизайн и вёрстка – 24 ч.

Модуль 2. Жанры журналистики (36 часов)
2.1. Собирание и систематизация материала - 18 ч.
2.2. Совершенствование написанного - 18 ч.


Модуль 3. Основы редактирования, редакторского и издательского дела (34 часа)
3.1. Редактирование. Приёмы правки рукописи – 6 ч.
3.2. Журналистский текст. Структура журналистского текста - 4 ч.
3.3. Работа над номером печатного издания - 16 ч.
3.4. Обсуждение самостоятельных журналистских проектов - 2 ч.
3.5. Мы – журналисты: презентация творческих проектов - 4 ч.
3.6. Представление работ на Межрегиональном фестивале-конкурсе творчества детей с ОВЗ им. С.В.Козунова «Лучики надежды» - 4 ч.

 

2 год обучения

Модуль 1. Введение в образовательную программу. Журналистика как профессия  (26 часов)
1.1. Вводное занятие - 2 ч.
1.2. Журналистика: общие понятия - 2 ч.
1.3. История российской журналистики - 2 ч.
1.4. Функции журналистики - 2 ч.
1.5. Знакомство со СМИ города (Дим-ТВ, газета «Димитровград» и др.) - 4 ч.
1.6. Мастерство журналиста: работа со словом - 4 ч.
1.7. Алгоритм подбора материала - 2 ч.
1.8. Личностные и профессиональные требования к журналисту - 4 ч.
1.9. Успешность в получении информации - 2 ч.
1.10. Основы профессиональной деятельности журналиста - 2 ч.
Модуль 2. Высокие технологии на службе у журналистики (34 часа)
2.1. Основы работы с ОС iMac - 2 ч.
2.2. Основы работы с ОС Windows - 2 ч.
2.3. Цифровая фотоаппаратура и фотосъемка - 2 ч.
2.4. Основы композиции. Портретная, пейзажная и репортажная съемка - 2 ч.
2.5. Программа «Adobe Photoshop» и основы работы с ней - 4 ч.
2.6. Правила оформления фотографий. Создание фотопрезентаций в программах iPhoto и DVD-студия Windows - 4 ч.
2.7. Цифровая видеотехника и видеосъемка - 2 ч.
2.8. Цифровая видеозапись - 2 ч.
2.9. Основы композиции в видеосъемке - 2 ч.

Цели программы

- создание условий для успешной социализации детей посредством формирования медиакультуры.

 - формирование у обучающихся социальных компетенций и коммуникативных способностей для успешной адаптации в современном обществе посредством формирования медиакультуры.

 

Результат программы

Программа должна помочь обучающимся реализовать свои творческие возможности, повысить уровень информационной культуры, научить грамотно подготавливать материал для дальнейшей работы с ним, публиковать собственные труды, внимательно относиться к написанному, попробовать себя в различных ролях.

 

В результате освоения данной образовательной программы обучающиеся по завершении 1 года обучения:

имеют понятие:

· о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе;

· о работе редакционного коллектива;

· о структуре газетного номера;

знают:

· наиболее важные этапы в истории журналистики,

· специфику основных жанров публицистики;

· основы корректуры и редактирования текста,

· орфографический и пунктуационный минимум;

· основы фотосъемки.

умеют:

· находить темы для публикаций,

· подбирать материал,

· работать с различными источниками информации,

· подготавливать материалы в изученных жанрах,

· владеть навыками компьютерного набора текста,

· фотографировать.

 

В результате освоения данной образовательной программы обучающиеся по завершении 2 года обучения:

имеют основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики;

знают:

· виды СМИ, их типологию и классификацию;

· специфику печатных СМИ, радио-, тележурналистики, Интернет-СМИ;

· теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского текста;

· основные жанры журналистики, источники информации;

· методы работы с текстом;

· нормы и правила и газетных публикаций;

· основы издательского дела;

· основные принципы дизайна;

· основы стилистики и литературного редактирования;

· основы компьютерной грамотности;

· психологические и этические аспекты работы журналиста;

· основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;

· сведения по теории литературы;

· основы фотоискусства;

· Получают начальные навыки работы с изученными программами обработки данных.

умеют:

· оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно действовать в информационном пространстве;

· собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и обобщать её;

· работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция, интервью, зарисовка и др.);

· определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;

· выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям;

· макетировать, верстать печатные издания;

· свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;

· проводить фотосъемку в сложных условиях.

После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ.

Материально-техническая база

Реализация дополнительной образовательной программы «Школа журналистики «Контекст» предусматривает наличие учебного кабинета, который имеет уютный и просторный вид, располагающим материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение различных видов деятельности обучающихся, предусмотренные общеобразовательной программой. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам и правилам, а также техническим и финансовым нормативам, установленным для обслуживания этой базы.

 

В кабинете сделан ремонт с заменой электропроводки, с соблюдением требований СанПин, теплового, светового режима (жалюзи), пожаробезопасности и электробезопасности, имеются памятки, инструкции по ТБ и ПБ, огнетушительно.

 

При реализации программы предусматриваются специально организованные места, предназначенные для индивидуальной, коллективной работы, общения, демонстрации достижений учащихся. В кабинете есть стол педагога и стулья. Учебный кабинет оснащен компьютерами, мультимедийным экраном и проектором.