Программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шахмат на уровне доступном для дошкольников, на каждом занятии проводятся упражнения на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Стержневым моментом становится деятельность воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, делают выводы, выясняют закономерности. При этом широко используется занимательный материал, игровые ситуации. Интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть качественных особенностях детского мышления.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципами последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, умений и навыков.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы малышам» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Новизна программы заключается в представлении разработки диагностики развития внимания, памяти, логического мышления, перспективного планирования. конспектов занятий, развлечений, разработки дидактических игр для интеллектуального развития дошкольников. Также новизна заключается в формах и методах организации работы с родителями, которая ведется в сотрудничестве, взаимопонимании, взаимоуважении.