Образовательную работу по коррекции звукопроизношения осуществляем по программе Г.А.Каше «Исправление недостатков речи у дошкольников»,1997г., «Адаптированной примерной основной образовательная программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. проф. Л. В. Лопатиной., 2014г, а так же Л.С Лыловой, Е.К.Ахметовой «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», 2012г.
Данная программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, неохваченных коррекционной деятельностью, в виду незначительных речевых нарушений у детей и ограниченным количеством детей в группах компенсирующей направленности. А также, детей групп компенсирующей напревленности, желающих получить дополнительные образовательные услуги по логопедии.
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка (Л.С.Выготский); предметной, игровой, учебно-игровой, учебно-познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребенком всеми функциями речи: номинативной, индикативной (указательной), коммуникативной (функцией общения), когнитивной (познание определенной информации), регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей), обещающей (накопление и группирование получаемых ребенком знаний).
Для нормального развития речи ребенка необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомо-физиологического, социального характера, а именно сформированность высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и т.д.), сохранность анатомо-физиологического строения центральных и периферических отделов речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребенка в семье и социуме.
Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений. У детей с нарушениями речи определяются следующие принципы:
· Принцип развития;
· Принцип системного подхода;
· Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.
Принцип системности и подход рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта. На этом принципе базируется педагогическая классификация речевых нарушений.
Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.