Познавательная химия

Актуальность данной программы заключается в том, что содержание программы основано на тесной связи теории с практикой.

Материал программы способствует формированию целостного представления о веществах, которые окружают их в повседневной жизни, активизирует познавательный интерес, что приводит к повышению успеваемости по химии, повышает информационную и коммуникативную компетентность школьников и помогает им профессионально определиться в жизни.

Из выше перечисленного можно сделать вывод о необходимости дополнительного, детального изучения темы «Вещества в нашей жизни» в связи с актуальностью данного раздела химии для:

1. успешного овладения практическими навыками по изучению неорганических и органических веществ;

2. качественной подготовки к поступлению в СУЗы и ВУЗы;

3. продолжения образования в СУЗах и ВУЗах (медицинском или каком-либо другом, дающем профессию, требующую знания химии).

Отличительная особенность программы:

1.Включает материал, не предусмотренный в базовых программах школьных предметов;

2. Содержит материал, вызывающий познавательный интерес воспитанников;

3. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников;

4. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей;

5. Изучение курса обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи;

6. Программа основывается преимущественно на активных методах обучения;

7. Конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости;

 

Педагоги

Клементьева Т.А.

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Раздел 2. Вещества и их превращения

Раздел 3. Вода в нашей жизни

Раздел 4. Место эксперимента – кухня

Раздел 5. Химия и медицина

Цели программы

Расширение и углубление знаний и навыков практической химии у обучающихся

Результат программы

Предметные:

знать:

место химии среди естественнонаучных дисциплин

назначение химической посуды и лабораторного оборудования;

правила организации рабочего места;

правила техники безопасности при выполнении практических работ;

основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент;

отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений;

признаки химических реакций и условия их протекания;

вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения;

методы выполнения проекта;

иметь представление о веществах, применяемых в быту.

Уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

проводить простейшие исследования свойств веществ;

использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания;

обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями;

выполнять и защищать проект.

Метапредметные:

осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Личностные результаты:

формирование навыков безопасного и грамотного обращения с веществами.

развитие познавательной активности обучающихся через межпредметные связи, показать роль естественных наук в процессе познания.

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических и биологических знаний с использованием различных источников информации, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.

развитие коммуникативных, проектных, презентационных умений и навыков.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе МБОУ "Средняя школа № 51".

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1) приборы для работы с газами;

2) аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

3) измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4) стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Химические реактивы и материалы:

1)Простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди, кальция, железа, магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания – гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди, алюминия, железа; нитраты калия, натрия, серебра; сульфат меди; иодид калия; алюмокалиевые квасцы; дихромат калия;

6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, сахароза, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Мультимедийное оборудование (переносное)

Ноутбук, проектор, экран

Примечание: занятия проводятся в кабинете химии, оборудованном вытяжным шкафом, раковиной. Лабораторная посуда, химические реактивы и материалы находятся в лаборантской, расположенной рядом с кабинетом.