Юный экскурсовод

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный экскурсовод» является модифицированной. Программы взятые за основу как типовые: «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Программа научно-познавательного направления «Юные музееведы». А.В. Смирнов, Издательство «Просвещение», 2010г.

 

Уровень освоения программы: «Стартовый

 

- «Стартовый уровень» программы предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.

Программа направлена на формирование знаний, умений и навыков «Стартового» уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения.

 

 

- Направленность программы – туристко-краеведческой

 

-Актуальность программы

 

Программа курса «Юный экскурсовод» способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.

 

 

-Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

 

· новое решение проблем дополнительного образования;

· новые методики преподавания;

· новые педагогические технологии в проведении занятий.

 

-Отличительные особенности программы

 

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования. Организация процесса воспитания предполагает использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности. К таким средствам воспитания можно отнести школьные музеи. Участие детей в сборе и обработке материалов, создание экспозиции музея – все это становится той повседневной работой, во время которой ребята постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории.

 

Педагогическая целесообразность программы

 

Экскурсионная деятельность является важной составляющей в воспитательной деятельности и развитии у детей чувства патриотизма, заинтересованности к познанию своего города, своей страны, ее истории и культуры, способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Изучение прошлого, настоящего и будущего Смоленска и России в целом открывает возможности установления непосредственной связи времен, межпредметных и внутрипредметных курсов по истории, литературе, истории обеспечивает наглядность обучения и интеграцию школьных курсов гуманитарных дисциплин.

 

Адресат программы

Курс внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» организуется по модульной системе в соответствии с возрастными особенностями. Занятия проводятся в смешанных разновозрастных группах, состоящих из учащихся 5-7 классов (10-14 лет). Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися (1ч в неделю), так и возможность организовывать занятия по плану воспитательной работы школы (часы общения, экскурсии, работа в школьном музее и т.п.)

Продолжительность образовательного процесса – всего 144 часа. На 1 год обучения по 2 часа 2 раза часа в неделю – понедельник, пятница. 16 часов в месяц. Занятия в основном проводятся на базе МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н. Каштанкина.

Задачи программы:

- развивать поисковые, исследовательские, коммуникативные умения и навыки школьников;

- содействовать творческой самореализации;

- способствовать формированию гражданской позиции школьников;

- прививать музейную культуру учащимся средствами экскурсионной работы;

- формировать уважение к истории школы и родного края.

 

Педагоги

Краснова Рамиля Рифкатьевна педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе «Юный экскурсовод». Основные понятия и термины в музейном деле (музей. Вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

2. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная структура школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура школьного краеведческого музея и деятельность его подразделений.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 13 века)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты 16-17 вв. Художественное коллекционирование в 17 веке. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи 1 18 веке. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картины галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

5. История музейного дела в России. Коллекционирование(конец 12-первая половина 19 века)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17-первой четверти 18 века. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей. Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце 18-первой половине 19 века.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей

Музейная сеть и классификация музеев в РФ. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой, и научно-исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

8. Музейная экспозиция и её виды

Понятие «музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы»

9. Поисково- исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Задачи и функции выстави школьного краеведческого музея.

11. Культурно-образовательная деятельность музея

12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия (контроль усвоения программы учащимися)

Цели программы

Подготовка юных экскурсоводов из числа учащихся школы для проведения экскурсий по родному краю и школьному музею.

Результат программы

Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» являются:

· воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:

· умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

умение работать в группе – владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Юный экскурсовод» являются:

· основные этапы и ключевые события истории России ХХ века.

· соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов.

Личностные универсальные учебные действия:

У учащегося будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
-основы гражданской личности в форме осознания как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности, осознание своей этнической принадлежности;
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Учащийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности внеурочной деятельности

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.

 

 

 

Особые условия проведения

Форма обучения групповая.

1. Поисково- исследовательская и научная деятельность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры.

.2 Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Для успешного выполнения программы необходимы:

оборудованный кабинет с видеотехникой, подбором специальной литературы и наглядными пособиями, телевизором, видеомагнитофоном и др. техническими средствами.
туристское снаряжение ( коврики, рюкзаки, спальные мешки, палатки, аптечка, хознабор)
канцелярские принадлежности
автобус для выездных учебно-познавательных экскурсий.
1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

2. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

3. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

4. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

5. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮиК, 2005.

6. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006

 

 

 

Материально-техническая база

Технически оборудованный кабинет


Технически оснащение и оборудование.

Парта и стулья для учащихся. Доска, проектор, принтер, компьютер, методический материал, тематические разработки.

1. Фонды музея. Работа с фондами: «фонды музея», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

2. Музейная экспозиция: «музейная экспозиция, экспонат, экспозиционный материал, тематическая структура, экспозиционные комплексы»