- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- Туристята (сетевая форма обучения)
Туристята (сетевая форма обучения)
В настоящее время повышение умственной нагрузки учащихся приводит к снижению двигательной активности. Поэтому программа предлагает эффективный способ формирования здорового образа жизни человека и общества в целом, что является актуальным во все времена.
Актуальность предлагаемой программы в том, что детский туризм способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма; изучению родного края и воспитанию патриота своей Родины.
Новизна программы состоит в использовании игровой, соревновательной формы, которая дает возможность ребятам проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.
Педагоги
Красиков Вячеслав Леонтьевич, педагог допобразования.
Содержание программы
-18 ч.
1-й год обучения
1-й модуль
- Введение–4 ч.
- Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста–28 ч.
- Азбука топографии–20 ч.
- Азбука ориентирования–10 ч.
2 модуль
5. Спортивно-оздоровительная подготовка–8 ч.
6. Топография и ориентирование–8 ч.
7. Личная гигиена и первая доврачебная помощь–16 ч.
8. Основы краеведения–26 ч.
9. Азбука спортивно-оздоровительного туризма–20 ч.
10. Итоговое занятие. Туристический поход–4 ч.
Итого–144 часа
2-й год обучения
3-й модуль
1. Введение–4 ч.
2. Туристско-бытовые навыки юного туриста-30 ч.
3. Основы топографии-18 ч.
4. Спортивно-оздоровительная подготовка-18 ч.
4-й модуль
5. Туристское и экскурсионное ориентирование-36 ч.
6. Личная гигиена и первая доврачебная помощь-16 ч.
7. Основы краеведения-8 ч.
8. Спортивно-оздоровительный туризм-10 ч.
9. Итоговое занятие. Туристический поход-6 ч.
Итого–144 часа
Цели программы
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.
Результат программы
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- туристские возможности Мелекесского района;
- правила эксплуатации спортивного компаса;
- условные знаки спортивных карт: рельеф, растительность, дорожную сеть;
- понятие масштаба и сечения спортивных карт;
- виды ориентирования в условиях закрытых помещений;
- правила работы с планами-схемами закрытых помещений;
- права и обязанности капитана команды;
- правила эксплуатации личного специального снаряжения;
- назначение веревки как специального снаряжения;
- назначение туристских узлов: проводник «восьмерка», штык, встречный, схватывающий, двойной проводник, карабинная удавка;
- способы индивидуальной техники преодоления препятствий «Бревно», «Брод», «Спуск», «Подъем».
- требования и правила эксплуатации туристского оборудования для однодневного похода;
- гигиену личной одежды, обуви и туристского оборудования;
- значение правильного питания в походе;
- правила разжигания костров;
- меры безопасности при обращении с огнем, кипятком;
- требования к бивакам по вопросам обеспечения дров, источников воды, безопасности;
- правила поведения в палатке;
- способы охраны природы при организации биваков.
уметь:
- рассказать об особенностях природы Мелекесского района;
- привести примеры туристских возможностей родного края;
- определять стороны горизонта по компасу;
- определять условные знаки спортивных карт по группам: рельеф, растительность, дорожная сеть;
- сопоставлять реальные объекты на местности с условным обозначением на карте;
- ориентировать карту по компасу;
- определять основные ориентиры при движении;
- читать карту во время движения;
- самостоятельно ориентироваться на дистанции до 500м;
- рассказать друг другу о себе;
- проявлять дружелюбное отношение к окружающим;
- вступать в обсуждение, отстаивать свое мнение;
- ориентироваться в условиях закрытых помещений по планам-схемам;
- преодолевать искусственные препятствия (этапы полосы «Бревно», «Канава», «Кочки», «Переправа по жердям», «Завал», «Лабиринт», «Шкуродер»);
- выполнять различные физические упражнения на развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- надевать личное специальное снаряжение;
- вязать простые узлы: проводник «восьмерка», штык, встречный;
- составлять совместно с педагогом меню для однодневного похода;
- выбирать место для костра, заготавливать дрова и разжигать костер;
- упаковывать личное и групповое туристское оборудование в рюкзаки;
- устанавливать, снимать и упаковывать палатки с помощью педагога;
- организовывать бивак;
- подготавливать групповое туристское оборудование к сдаче после похода.
Особые условия проведения
Специальных требований к знаниям учащихся при приеме в объединение нет. Возрастные особенности развития учащихся, особенности физиологических различий мальчиков и девочек учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Материально-техническая база
Материально-технические ресурсы: игровой спортивный зал со стандартным оборудованием для спортивных залов общеобразовательных учреждений ; площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе, тренировок по физической культуре и туризму; подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и оборудования; кабинет для проведения аудиторных занятий, оснащенный комплектом мебели и компьютерным и демонстрационным видео и аудиооборудованием; фотоаппарат, видеокамера.
Перечень необходимого оборудования, снаряжения и инвентаря для организации занятий:
Туристическое оборудование и снаряжение общего назначения:
- Палатка туристская (компл.)
- Тент на палатку (компл.)
- Колышки для палаток (компл.)
- Стойки для палаток (компл.)
- Секундомер электронный (2 шт.)
- Компас жидкостный для ориентирования (20 шт.)
- Таганок (2 шт.)
- Рукавицы костровые (компл.)
- Каны туристские (2 компл.)
- Коврик туристский (2–3 шт.)
- Аптечка медицинская (компл.)
- Ремонтный набор (компл.)
- Лопата сапёрная (1 шт.)
- Верёвка основная (2 шт.)
- Петли прусика (верёвка 6–8 мм) (30 шт.)
- Верёвка вспомогательная (2 шт.)
- Призмы для спортивного ориентирования (летние) (компл.)
- Компостеры для спортивного ориентирования (летние) (компл.)
- Бумага цветная (компл.)
- Экран демонстрационный (1 шт.)
- Курвиметр (10 шт.)
- Рулетка (2 шт.)
- Мерная лента (2 шт.)
- Термометр наружный (2 шт.)
- Планшет для глазомерной съёмки местности (4 шт.)
- Дальномер простейший (4 шт.)
Личное снаряжение учащихся:
- Рюкзак (анатомический) для походов
- Рюкзачок для туристских прогулок
- Туристские ботинки
- Обувь спортивная (типа шиповки)
- Сапоги резиновые
- Фляжка или ёмкость для питьевой воды (1 литр)
- Головной убор
- Штормовка (ветрозащитная куртка)
- Тренировочный костюм шерстяной
- Свитер шерстяной
- Брюки ветрозащитные
- Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка)
- Блокнот и ручка
- Мазь от кровососущих насекомых
- Варежки (для лыжных походов)
- Коврик туристский
- Лыжи с креплениями и ботинками
- Лыжные палки
- Лыжная шапочка