Туристята (сетевая форма обучения)

     В настоящее время повышение умственной нагрузки учащихся приводит к снижению двигательной активности. Поэтому программа предлагает эффективный способ формирования здорового образа жизни человека и общества в целом, что является актуальным во все времена.

     Актуальность предлагаемой программы в том, что детский туризм способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма; изучению родного края и воспитанию патриота своей Родины.

     Новизна программы состоит в использовании игровой, соревновательной формы, которая дает возможность ребятам проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Педагоги

Красиков Вячеслав Леонтьевич, педагог допобразования.

Содержание программы

-18 ч.

1-й год обучения

1-й модуль

  1. Введение–4 ч.
  2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста–28 ч.
  3. Азбука топографии–20 ч.
  4. Азбука ориентирования–10 ч.

2 модуль

5. Спортивно-оздоровительная подготовка–8 ч.

6. Топография и ориентирование–8 ч.

7. Личная гигиена и первая доврачебная помощь–16 ч.

8. Основы краеведения–26 ч.

9. Азбука спортивно-оздоровительного туризма–20 ч.

10. Итоговое занятие. Туристический поход–4 ч.

Итого–144 часа

2-й год обучения

3-й модуль

1. Введение–4 ч.

2. Туристско-бытовые навыки юного туриста-30 ч.

3. Основы топографии-18 ч.

4. Спортивно-оздоровительная подготовка-18 ч.

4-й модуль

5. Туристское и экскурсионное ориентирование-36 ч.

6. Личная гигиена и первая доврачебная помощь-16 ч.

7. Основы краеведения-8 ч.

8. Спортивно-оздоровительный туризм-10 ч.

9. Итоговое занятие. Туристический поход-6 ч.

Итого–144 часа

Цели программы

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.

Результат программы

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

- туристские возможности Мелекесского района;

- правила эксплуатации спортивного компаса;

- условные знаки спортивных карт: рельеф, растительность, дорожную сеть;

- понятие масштаба и сечения спортивных карт;

- виды ориентирования в условиях закрытых помещений;

- правила работы с планами-схемами закрытых помещений;

- права и обязанности капитана команды;

- правила эксплуатации личного специального снаряжения;

- назначение веревки как специального снаряжения;

- назначение туристских узлов: проводник «восьмерка», штык, встречный, схватывающий, двойной проводник, карабинная удавка;

- способы индивидуальной техники преодоления препятствий «Бревно», «Брод», «Спуск», «Подъем».

- требования и правила эксплуатации туристского оборудования для однодневного похода;

- гигиену личной одежды, обуви и туристского оборудования;

- значение правильного питания в походе;

- правила разжигания костров;

- меры безопасности при обращении с огнем, кипятком;

- требования к бивакам по вопросам обеспечения дров, источников воды, безопасности;

- правила поведения в палатке;

- способы охраны природы при организации биваков.

 

уметь:

- рассказать об особенностях природы Мелекесского района;

- привести примеры туристских возможностей родного края;

- определять стороны горизонта по компасу;

- определять условные знаки спортивных карт по группам: рельеф, растительность, дорожная сеть;

- сопоставлять реальные объекты на местности с условным обозначением на карте;

- ориентировать карту по компасу;

- определять основные ориентиры при движении;

- читать карту во время движения;

- самостоятельно ориентироваться на дистанции до 500м;

- рассказать друг другу о себе;

- проявлять дружелюбное отношение к окружающим;

- вступать в обсуждение, отстаивать свое мнение;

- ориентироваться в условиях закрытых помещений по планам-схемам;

- преодолевать искусственные препятствия (этапы полосы «Бревно», «Канава», «Кочки», «Переправа по жердям», «Завал», «Лабиринт», «Шкуродер»);

- выполнять различные физические упражнения на развитие быстроты, гибкости, ловкости;

- надевать личное специальное снаряжение;

- вязать простые узлы: проводник «восьмерка», штык, встречный;

- составлять совместно с педагогом меню для однодневного похода;

- выбирать место для костра, заготавливать дрова и разжигать костер;

- упаковывать личное и групповое туристское оборудование в рюкзаки;

- устанавливать, снимать и упаковывать палатки с помощью педагога;

- организовывать бивак;

- подготавливать групповое туристское оборудование к сдаче после похода.

 

 

Особые условия проведения

Специальных требований к знаниям учащихся при приеме в объединение нет. Возрастные особенности развития учащихся, особенности физиологических различий мальчиков и девочек учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.

Материально-техническая база

Материально-технические ресурсы: игровой спортивный зал со стандартным оборудованием для спортивных залов общеобразовательных учреждений ; площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе, тренировок по физической культуре и туризму; подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и оборудования; кабинет для проведения аудиторных занятий, оснащенный комплектом мебели и компьютерным и демонстрационным видео и аудиооборудованием; фотоаппарат, видеокамера.

Перечень необходимого оборудования, снаряжения и инвентаря для организации занятий:

 Туристическое оборудование и снаряжение общего назначения:

 

- Палатка туристская (компл.)

- Тент на палатку (компл.)

- Колышки для палаток (компл.)

- Стойки для палаток (компл.)

- Секундомер электронный (2 шт.)

- Компас жидкостный для ориентирования (20 шт.)

- Таганок (2 шт.)

- Рукавицы костровые (компл.)

- Каны туристские (2 компл.)

- Коврик туристский (2–3 шт.)

- Аптечка медицинская (компл.)

- Ремонтный набор (компл.)

- Лопата сапёрная (1 шт.)

- Верёвка основная (2 шт.)

- Петли прусика (верёвка 6–8 мм) (30 шт.)

- Верёвка вспомогательная (2 шт.)

- Призмы для спортивного ориентирования (летние) (компл.)

- Компостеры для спортивного ориентирования (летние) (компл.)

- Бумага цветная (компл.)

- Экран демонстрационный (1 шт.)

- Курвиметр (10 шт.)

- Рулетка (2 шт.)

- Мерная лента (2 шт.)

- Термометр наружный (2 шт.)

- Планшет для глазомерной съёмки местности (4 шт.)

- Дальномер простейший (4 шт.)

Личное снаряжение учащихся:

 

- Рюкзак (анатомический) для походов

- Рюкзачок для туристских прогулок

- Туристские ботинки

- Обувь спортивная (типа шиповки)

- Сапоги резиновые

- Фляжка или ёмкость для питьевой воды (1 литр)

- Головной убор

- Штормовка (ветрозащитная куртка)

- Тренировочный костюм шерстяной

- Свитер шерстяной

- Брюки ветрозащитные

- Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка)

- Блокнот и ручка

- Мазь от кровососущих насекомых

- Варежки (для лыжных походов)

- Коврик туристский

- Лыжи с креплениями и ботинками

- Лыжные палки

- Лыжная шапочка