Учреждения дополнительного образования вступают в период глубоких качественных изменений. Целью образования становиться не накопление конкретных знаний, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоение базовых знаний, а главное – умение самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира. Главной задачей является – создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей хорошее качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для учащихся и их родителей; комфортной по отношению к учащимся и педагогам; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей. Данная образовательная программа направлена на формирование у школьников младших классов более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с природой. Это взаимодействие становиться все более актуальным по мере роста ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носит его отношение к природе. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое воспитание и образование.
Отличительные особенности программы:
1. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку достижения планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: администрацией, педагогами и родителями.
5. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных освоения учебного курса.
Развитее познавательных процессов необходимо в любом возрасте, особенно в младшем школьном. Развитее ребенка происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитее. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. Характерные свойства, отличающие программу от других программ: отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.
Новизна программы заключается в комплексном и интегрированном характере (в объединении биологического, творческого подхода к изучению природных объектов) и использование нетрадиционных форм занятий (применение игровых элементов, способствующих поддержанию неослабевающего интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности).