Белая ладья

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство развития, формирования внутреннего плана действий. Шахматные игры развивают психологическую устойчивость, способствуют социальной адаптации, развивают мышление и логику. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагоги

Панфёров Михаил Васильевич, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие.

2. Первое знакомство с Шахматным королевством.

3. Шахматная доска –поле шахматных сражений:

4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.

 

5. Благородные пешки черно-белой доски.

 

6. Король –самая важная, главная фигура.

 

7. Ладья.

8. Слон.

 

9.«Могучая фигура» Ферзь.

 

10. Конь.

 

11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

 

12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

 

13. Мат –цель игры.

 

14. Техника матования одинокого короля

 

15. Ничья.

 

16. Рокировка.

17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

18. Короткие шахматные партии.

 

19. Занимательные страницы шахмат.

 

20. Партия мастеров. Психологическая подготовка к соревнованиям. Спортивно-массовые мероприятия.

 

21.Итоговое занятие.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

Основные возможные события, развивающиеся на шахматной доске.

Шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил

Способы решения шахматных задач в 1-2 хода.

Учащиеся должны уметь:

Применять способы мыслительный деятельности.

Участвовать в соревнованиях. Применять шахматное мышление.

Работать с шахматной литературой.

Учащиеся сформируют:

потребность в здоровом образе жизни.

навыки трудолюбия, дисциплинированности, сознательности, активности.

способность к самооценке и самоконтролю

Материально-техническая база

• кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа;
• шахматные доски с набором шахматных фигур