театр

Дополнительная образовательная программа «Театральный» относится к художественной направленности.

Для составления данной программы использованы рекомендации известных театральных деятелей: Э.Г Чуриловой, Ершовой.

Программа прошла этап адаптации на детях сельской школы в 2012 году, дополнена и переработана в 2018году.

В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Театр как вид искусства предоставляет такие возможности для раскрытия творческого начала человека.

 

2.

 

Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания.

Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста. Искусство театра развивает в личности отнюдь не только «специфическую», т.е. художественную, но и «всеобщую», универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности. Для этого создана образовательная программа «Театральный» для детей школьного возраста. Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального искусства, который закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. Обучающимся предоставляется возможность научиться анализировать действия и поступки героя и логику поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

"Коллективность" в театре является важнейшим фактором, так как совместная деятельность в театре мотивирует ребят осуществлять взаимообусловленные действия – каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано, или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Тем самым в театральных развивающих играх, этюдах, сценах, постановках формируется творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей, и собственное внимание и уверенность в своих способностях.. Именно сравнение, сопоставление и противопоставление выводов, соображений и идеи разных ребят, может стать ключом для формулировки педагогом запланированного вывода, тем самым данные выводы становятся субъективным достоянием ребенка.

Особую роль для художественного воспитания ребенка имеет «практика» – собственная практика ребенка, его предметная деятельность. Театр является именно таким местом, где ребенок может иметь данную практику.

На занятиях по программе «Театральный» ребенок имеет возможность высказать свое мнение и осуществить свой замысел, тем самым, раскрывая свою индивидуальность. Такие занятия обеспечивают детям продвижение к вершинам художественной культуры и вносят свой незаменимый вклад во все накопленные и полученные знания и умения в процессе работы театра выливаются в результаты совместного творчества.

Главная задача педагога вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами, а в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.

Педагоги

Степанова С.О. высшая категория

Содержание программы

Цель программы:

Создание условий для воспитания нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

Обучающие

1.Приобретение навыков актерского мастерства и сценического проявления.

2.Формирование активной позиции ребенка через участие.

3.Расширение кругозора, развитие речи.

Развивающие

1.Развить произвольное внимание исполнительского мастерства, речевую культуры у учащихся посредством специальных упражнений на постановку дыхания, дикции, интонирования голосом.

2. Развить эстетические способности детей.

3.Формировать представление об образе героя в театре.

4.Формировать представление о выразительных средствах театрального исполнительского искусства

Воспитательные

1.Воспитать доброжелательное и терпеливое отношение друг к другу.

2. Воспитать качества, необходимые для взаимодействия с партнером, для работы в группе.

3. Воспитать актерскую индивидуальность исполнения.

Актуальность программы

Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Новизна программы

Педагог, включаясь в совместную с ребятами театральную деятельность, направляет её, мотивируя ребят на авторское творчество, создание неповторимых творческих работ в области актерского мастерства и

5

режиссуры, в этом я вижу новизну программы и её педагогическую целесообразность.

Формы и методы проведения занятий:

Дети 1-го года обучения знакомятся с азами театрального искусства, овладевают умением ориентироваться в пространстве и времени: элементами сценического движения и пластики, знакомятся с понятием темпо-ритм. создают пластические этюды, овладевая умением при помощи своего тела выражать свои мысли, идеи, концепции. Особое внимание уделяется работе со словом, дикцией, формированию умения владеть словесным действием, используется речевой тренинг, звуковые, артикуляционные и дыхательные упражнения.

Осуществляется работа со скороговорками, и используются звуковые игры, способствующие артикуляционной и дыхательной чистоте.

Основой занятий первого года обучения являются театральные игры, что позволяет педагогу, с одной стороны:

-учитывать возрастные особенности детей;

- "идти от ребенка«.

С другой стороны:

- способствовать формированию важнейших умений и психологических предпосылок. Умение формировать свою двигательную активность развивается во время подвижных игр («Ветерок», «День и ночь»), когда необходимо в нужный момент прекратить движение и затем снова продолжить;

-умение действовать в соответствии с правилами, указаниями («Золотые ворота», «Выйду ль, выйду ль я на новый на крылец...») способствует формированию навыков осуществлять свою деятельность «пошагово» и оценивать ее;

-особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место.

6

Большое внимание на первом году обучения уделяется работе над сказкой. Это рассказывание сказки педагогом (наблюдение исполнительского мастерства), обсуждение, пересказ детьми (сюжет, логика событий, герои), инсценирование отдельных сцен, этюды по мотивам сказки. Во время такой работы формируется умение слушать и понимать друг друга, а также совершается переход от внешней активности (физическая подвижность) к внутренней активности (воображение, представление, восприятие, суждение). Дети должны научиться отличать понятие «театр» как здание и «театр» как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Должны научиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу

Цели программы

Создание условий для воспитания нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность

Результат программы

К концу первого года обучения учащиеся, как правило,

знают:

- элементы сценического движения и пластики;

- понятие ( темп и ритм);

-пластический этюд;

-упражнения на развитие артикуляции.

Особые условия проведения

-навыками правильного дыхания и дикции;

- навыками выразительного чтения;

-навыками пения, чтения в микрофон;

- навыками игры в постановке.

Материально-техническая база

Учебный кабинет