Культура и быт мордовского народа

Программа «Культура, быт и традиции народов Поволжья» имеет культуроло-гическую направленность, центральной идеей которой является использование для вос-питания подрастающего поколения, для их духовного возрождения огромного нравствен-ного потенциала, сконцентрированного в национальной культуре, а также возрождение и сохранение народных традиций, материальной культуры. Настоящая программа ставит задачу в живой форме сообщить учащимся общие сведения и обозначить приметные вехи развития народов, долгое время проживающих на территории Поволжья, ввести детей в мир национального искусства, обычаев и обрядов, вызвать у них интерес к более глубо-кому познанию языка, фольклора, музыки, изобразительного искусства, народных худо-жественных промыслов и ремесел.

Программа ориентирована на развитие духовно богатой, эстетически-нравственной личности ребенка, стимулирование его познавательной деятельности в ходе освоения культуры своего народа.

Педагоги

Макарова Л.И. высшая категория

Содержание программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в опоре содержания ре-ализуемой программы на многовековый опыт и достижения этнопедагогики, основанной на трех взаимосвязанных составляющих: этнокультурная функция личности, сохранение национальной идентичности, построение индивидуально-ориентированного учебного процесса.

Программа учитывает требования Федерального государственного образовательно-го стандарта второго поколения в формировании духовно-нравственной, творческой лич-ности воспитанников, становления их гражданской идентичности.

При разработке программы учитывался комплексный подход. Народное творче-ство будет более понятно детям, если его освоение будет сочетаться с использованием на занятиях сведений о быте, традициях (календарно-обрядовые, семейные праздники), исто-рии, системе народного воспитания (этнопедагогика) проживающих на одной территории народов, произведений устного народного и декоративно-прикладного творчества (изде-лия народных промыслов, предметы быта, народный костюм, игрушки). При комплексном воздействии различных видов народного творчества у ребенка создается целостное пред-ставление о народной культуре и окружающем мире.

Цели программы

Воспитание в детях духовно богатой, нравственно-ориентированной личности че-рез приобщение их к культурному региональному наследию, формирование у школьни-ков этнического самосознания и культуры межэтнических отношений с представителями других этнических образований.

Результат программы

В результате изучения  курса дополнительного образования детей «Культура и быт и мордовского народа» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения программы:

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культу-ре народа, проживающего на территории Ульяновской области;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценно-стей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.

Особые условия проведения

Навыками использования средств информационных технологий для решения раз-личных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выпол-нения творческих проектов;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказы-ваний в соответствии с задачами коммуникации;

– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творче-ских заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятель-ность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народ-ного творчества.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, наряд и утварь мордовского народа.