Строевая подготовка

Отличительной особенностью нового Федерального стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Строевая подготовка – первичная дисциплина обучения военнослужащих и подразделений умению составлять строй и передвижению в строю. Строевая подготовка является главной и первоначальной дисциплиной, с которой начинается знакомство молодых военнослужащих с военной службой. Она вырабатывает у учащихся строевую выправку, опрятный внешний вид, умение быстро и четко выполнять приемы и ориентироваться в обстановке. Строевое обучение способствует общей тактической выучке учащегося, организованности, сплочению коллектива, соблюдению порядка и укреплению дисциплины.

Актуальность программы заключается в том, что строевое обучение является одним из важнейших элементов военно-патриотического воспитания в школе. Строевая подготовка дисциплинирует, способствует развитию исполнительности, собранности, подтянутости, опрятности и формированию личности обучающегося.

Новизна программы представлена использованием современных образовательных технологий, что способствует созданию положительной мотивации обучения, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований.

Программа «Строевая подготовка» направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков строевой подготовки. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное. В взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания, условия жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Программа «Строевая подготовка» составлена на основе Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Он предусматривает обучение строевым приемам и движению без оружия, обучение строям подразделений в пешем порядке и на месте, обучение порядку выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра, положению Знамени в строю, порядку его выноса и относа.

Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (12 – 15 лет).

Программа «Строевая подготовка» рассчитана на 78 учебных часов.

Периодичность занятий – один раз в неделю.

Продолжительность – 2 часа.

Состав группы – 15 человек.

 

Педагоги

Преподаватель – организатор ОБЖ: Захаров Валерий Николаевич

Содержание программы

Содержание программы

 

Раздел 1. Общие положения(3 ч).

Тема 1. Строи и управление ими.

Выполнение команд : «Отделение (взвод) в одну шеренгу становись», "Отделение в две шеренги становись".

Тема 2. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю.

Раздел 2. Строевые приемы и движения без оружия(18 ч).

Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте.

Выполнение команд: «Становись, или «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы – снять», "Надеть«.

Выполнение команд: «На пра-Во», «На ле-Во», «Пол-оборота на ле-Во, на пра-Во, «Кру-Гом».

Тема 2. Движение строевым и походным шагом.

Изучение и отработка строевого походного шага. Движение рук, ног. Выполнение команд «Смирно» при движении походным шагом, "Бегом марш«.

Тема 3. Повороты в движении.

Выполнение команд: «На пра-Во», «На ле-Во», " Кругом- Марш"

Раздел 3. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него(9 ч).

Тема 1.Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

Правила выполнения воинского приветствия вне строя на месте без головного убора в головном уборе. Правила выполнения воинского приветствия в движении.

Тема 2. Выход из строя и возращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

Выполнение команд: " Курсант Иванов, выйти из строя", "Курсант Иванов встать в строй«.

Тема 3. Подход к начальнику и отход от него.

Выполнение команд: «Курсант Иванов ко мне», форма доклада о прибытии, "Курсант Иванов встать в строй«

Раздел 4. Положение Боевого знамени воинской части в строю, вынос и относ его(14 ч).

Тема 1. Общие положения.

Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Порядок приведения к Военной присяге (принесение обязательства).

Тема 2. Положение Боевого знамени в строю.

Обязанности ассистентов и знаменщика.

Тема 3.Порядок выноса и относа Боевого знамени.

Прохождение торжественным маршем с Боевым знаменем

Тема 4 Подъем и спуск флага

Ритуал подъёма и спуска Государственного флага Российской Федерации.

Раздел 5. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке(12 ч).

Тема 1. Приемы «к бою», "встать".

Выполнение команд: " К бою".

Тема 2.Перебежки и переползание, разворачивание в цепь.

Выполнение команд: " Курсант Иванов, перебежать туда-то-ВПЕРЕД", "Курсант Иванов переползти туда-то-ВПЕРЕД«.

Тема 3. Действия личного состава при внезапном нападении противника.

Выполнение команд: «Противник с фронта (с тыла, справа, слева) – К БОЮ», "ВОЗДУХ".

Раздел 6. Строевой смотр роты, батальона и полка(18 ч).

6.1. Общие положения.

Порядок проведения строевого смотра.

6.2. Строевой смотр в пешем порядке.

Отработка действий при Строевом смотре. Исполнение строевой песни.

 

 

Цели программы

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством занятий строевой подготовкой.

 

Результат программы

Личностные результаты:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты
- комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

- использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;

- оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

- выполнять строевые приемы и движение без оружия;

- выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

- выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;

- приводить примеры команд управления строем с помощью голоса.

 

Материально-техническая база

Материально- технические условия реализации программы

- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

- плац;

- компьютер;

- столы ученические;

- стулья, доска классная;

- мультимедийный комплекс.