Белая ладья

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, раскрывает методические основы обучения детей младшего школьного возраста шахматной игре.

За основу взята базовая программа: Шахматы в школе. Рабочие программы. 1 – 4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

- открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

 

Образовательные задачи способствуют:

- приобретению знаний из истории развития шахмат;

- постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

- овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

- освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

- знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

- представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

- первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

- приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

- воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Педагоги

Черняева Ольга Михайловна

Содержание программы

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, дагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Цели программы

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Результат программы

В результате освоения программы «Белая ладья» учащиеся должны знать/применять:

- правила техники безопасности во время занятий;

- историю возникновения и развития шахматной игры;

- имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

- вклад чемпионов мира в развитие шахматной культуры;

- историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

- историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

- приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

 

К концу первого года обучения учащиеся должны:

- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах мат, пат, ничья;

- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

- знать «цену» каждой шахматной фигуры;

- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

- владеть способом взятия на проходе;

- записывать шахматную партию;

- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра;

- уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;

- защищать свои фигуры от нападения и угроз;

- решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

- ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

- разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

- реализовывать большое материальное преимущество.

 

К концу второго года обучения учащиеся должны:

- владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», "спёртый мат";

- понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

- знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

- уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях;

- владеть основными шахматными понятиями;

- владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;

- находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода;

- знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;

- разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;

- уметь реализовать материальное преимущество;

- принимать участие в шахматных соревнованиях.

 

 

Особые условия проведения

Программа «Белая ладья» предусматривает достижение определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.

Материально-техническая база

 Рабочие программы. 1 – 4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.

Наборы шахмат