ДООП «Театральное искусство»

1. Теоретической основой программы служит учение К. С. Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками, программа содержит непосредственно творческую, практическую, постановочную деятельность, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе. Данная программа разработана и утверждена МБУ ДО ДШИ № 12 (Далее ДШИ) самостоятельно с учетом Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, а также кадрового потенциала и материально-технических условий ДШИ. По окончании освоения ДООП «Театральное искусство» выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается ДШИ. Любой ребенок, желающий получить практическое представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и проверить на себе эти навыки, получает реальную возможность, обучаясь по данной программе на театральном отделении детской школы искусств.

Данная программа обучения основам театрального искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его собственного "Я".

Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку творческих задач.

При подаче и усвоении учебного материала, а также при подборе репертуара учитываются психолого-возрастные особенности детей.

В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.

2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.

3. Смена темпа и ритма работы.

4. От простого к сложному.

5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной постановочной (творческой) работе.

Педагоги

Андрианова Альбина Евгеньевна, 1 квалификационная категория;

Лазарева Светлана Витальевна

Содержание программы

1. Программа обучения театральному искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Актерское мастерство», «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Беседы о театре», "Подготовка сценических номеров«

Программа «Актерское мастерство» – направлена на освоение навыков актерского мастерства. Основные темы этого блока:

· "Организация внимания, воображения, памяти"

· "Сценическое действие"

· "Творческая мастерская"

· "Самостоятельная творческая работа"

· "Работа над пьесой и спектаклем«

В процессе всего обучения используются общеразвивающие игры, специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера.

Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены – языка действия.

В программе «Актерское мастерство» отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где учащиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают практические навыки в работе над концертными номерами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков.

Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в школе (традиционные конкурсно-игровые программы на школьных каникулах, новогодние театрализованные представления, участие в конкурсной жизни школы и класса, Дней Театра), выпуск короткометражного фильма по басням И. А. Крылова, который демонстрируется на экранах школы.

Показ спектакля является итогом творческой работы класса. Основная форма работы – репетиционная.

Программа «Сценическая речь» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.

Для этого используются специальные упражнения и тренинги.

На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы, концерты, творческие показы.

Программа «Сценическое движение» направлена на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности, изучение стилевого поведения различных эпох; обучение современным нормам поведения в разделе "Этикет«.

Движенческий тренинг построен по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения. Программа «Беседы о театре» – теоретический раздел программы в области театрального искусства, направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства. В программе предусматривается ознакомление учащихся с историей театрального искусства от античных времён и до нашего времени, рассматривается устройство и машинерия сцены, а также деятельность выдающихся режиссёров, актёров, драматургов.

Программа включает в себя 4 раздела:

· История театра.

· Техника сцены

· Шедевры отечественного театрального искусства.

· Практическая сценография.

Программа «Подготовка сценических номеров» – репетиционный процесс постановочной работы, осуществляемый педагогом профильных предметов, который объединяет, использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по сценической речи, актерскому мастерству и сценическому движению. «Подготовка сценических номеров» предлагает учащимся проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык театрального искусства. Он становится более раскрепощенным, у него появляется возможность легче найти контакт не только в коллективе, но и с окружающими людьми, он становится эмоционально отзывчивее и начинает тоньше и глубже чувствовать, и познавать окружающий мир.

Цели программы

Цели:

· Создать условия для воспитания нравственных качеств личности подростков, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность;

· Выявление одарённых детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;

· Подготовка одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Результат программы

1. Результатом освоения ДООП «Театральное искусство» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков

в области художественно-творческой подготовки:

- знаний основ театрального искусства;

- знание произведений в области театрального искусства;

- знания основных средств выразительности театрального искусства;

- знания театральной терминологии;

- знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;

- знание основных норм литературного произношения текста;

- знания основ техники безопасности при работе на сцене;

- умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения;

- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

- умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в отрывке из учебного спектакля, и в концертном номере;

- умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;

- умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом: идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля автора;

- умение пользоваться методом действенного анализа при разборе художественных текстов;

- навыки эмоционально – образного восприятия произведений театрального искусства;

- навыки самостоятельной творческой работы в области театрального искусства;

- навыки владения выразительными средствами устной речи;

- навыки по тренировке артикуляционного аппарата;

- навыков тренировки психофизического аппарата;

- навыков репетиционной и концертной работы.

Материально-техническая база

Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

 

Дидактические материалы:

· Наглядные и учебно-методические пособия;

· Методические рекомендации;

· Наличие литературы для детей и педагога;

· Материально технические:

· Кабинет, соответствующий СНГ нормам;

· Стол, стулья;

· Аудио-фото- видеотехника;

· Компьютер для видеомонтажа;

· Использование сети интернет;

· Школьная библиотека.