Калейдоскоп (платные услуги)

Программа является модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я., Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей», и системы М. Монтессори.

Направленность программы.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на поддержку и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной речевой и творческой деятельности.

Актуальность:

Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов). Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.

По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.

Развитая сенсорная система – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Особенности программы.

Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, опытов и экспериментов направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов окружающего мира.

В программе представлены специальные игры и упражнения. Игры на развитие тактильного восприятия: с песком, с крупой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки ребенка, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Срок реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2 года:

- 1 год обучения: дети раннего возраста (2-3 лет);

- 2 год обучения: дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Педагоги

Макарова Наталья Павловна

Расписание

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564): для детей раннего возраста от 2 до 3 лет – 10 минут, для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет −15 минут.

Содержание программы

 

При разработке содержательного раздела программы основной упор был сделан на применении дидактических игр, игровых упражнений, включение в занятия сюрпризных моментов, художественного слова, которые могут проводиться в комплексе или каждый метод отдельно, не зависимо от других.

2.1. Задачи и содержание работы

Вторая группа раннего возраста

Задачи и содержание работы с детьми 2 – 3 лет

· Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.

· Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

· Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).

· Учить детей называть свойства предметов.

Младшая группа

Задачи и содержание работы с детьми 3 – 4 лет

· Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

· Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

· Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.).

· Обогащать чувственный опыт детей и умение применять его в продуктивных видах деятельности, фиксировать в речи.

· Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития ребенка.

Образовательная деятельность осуществляется по пяти основным направлениям развития ребенка:

-физическое развитие.

Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья. Создавать условия для сенсорно-моторного развития. Обеспечивать развитие движений, формировать опыт управления телом

-социально-коммуникативное развитие.

Обеспечить позитивное эмоциональное состояние, создавать условия для первых социальных и личностных проявлений. Поддерживать активность в ситуативно-личностном, ситуативно-деловом и предметно-опосредованном общении со взрослым, развивать интерес к общению. Поддерживать инициативные стремления к самостоятельным действиям. Знакомить с элементарными нормами и правилами в социуме.

-познавательное развитие.

Поддерживать и развивать интерес к окружающему миру. Содействовать развитию всех органов чувств. Инициировать освоение действий с предметами. Создавать условия для освоения способов познания окружающих предметов, их свойств. Поддерживать наглядно-действенное экспериментирование с разными материалами.

-речевое развитие.

Развивать понимание речи. Развивать речевой и фонематический слух, различать интонации. Создавать условия для овладения речевой артикуляцией. Знакомить с фольклором.

-художественно-эстетическое развитие.

Развивать восприятие, вызывать позитивную эмоциональную реакцию на эстетические качества объектов окружающего мира. Знакомить с доступного возраста художественными инструментами и материалами. Поддерживать интерес к художественному экспериментированию.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и младшего

дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования, в том числе объем и содержание дошкольного образования.

Основные формы работы по реализации программы.

Формы работы с детьми: (групповая) специально организованная деятельность педагога с детьми.

Основными видами детской деятельности при реализации программы дополнительного образования являются:

-игровая(вся непосредственная познавательная деятельность носит игровой характер);

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

-восприятие художественной литературы и фольклора;

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, и иной материал, изобразительная (рисование, лепка);

-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

Приемы и методы организации.

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

- словесные – источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстрированных пособий, плакатов, карточек и пр.;

- игровые – позволяют заинтересовать детей предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы;

- практические – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы;

- метод пояснения – применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о предмете;

- метод обследования включает в себя обучение обследованию и проводится как специально организованное восприятие предмета в целях обнаружения тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Чтобы использовать этот метод нужно составить схему-алгоритм при его осуществлении;

- игровой приём (отдельные действия воспитателя внутри конкретного метода);

- приём развития способности детей к подражанию («повтори за мной», "сделай как я").

Сенсорное развитие детей дошкольников тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей.

1. Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:

· психогимнастика;

· сюрпризные моменты;

· "Чудесный мешочек";

· "Волшебный сундучок«.

2. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:

· стихи, загадки, дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам,

словам, игры типа лото, пальчиковая гимнастика.

3. Развитие движений, гимнастика:

· игры, развивающие координацию движений;

· физкультминутки;

· игры с водой, песком, крупами и пр.

Структура занятия:

Организационная часть (ритуал приветствия, разминка)
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», "Я рад тебя видеть".
Основная часть
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. (игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Заключительная часть (подведение итогов, ритуал прощания)
Проводится заключительная игра по теме, либо расслабляющий массаж на ковриках. Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы.
Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково.

Цели программы

Целью программы является формирование у детей сенсорной культуры в специально созданных развивающих условиях.

Задачи:

Обучающие:

1.Формирование общей культуры воспитанников, прежде всего – культуры доброжелательных и уважительных отношений между людьми;

2. Обучать навыкам практической жизни (на специальных упражнениях с определенным алгоритмом действий);

3.Предоставление равных возможностей для полноценного индивидуального развития ребенка.

Развивающие:

1.Развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, творческих способностей детей, их стремление к саморазвитию;

2. Формировать у воспитанников познавательные процессы ощущения и восприятия (т.е. развитие всех анализаторов) и развивать крупную и мелкую моторику рук;

3.Развивать все органы чувств (сенсорное воспитание), используя специальный набор дидактического материала (цветные таблички, звуковые цилиндры, шершавые таблички, вкусовые баночки и др.);

4. Поддержка и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

Воспитательные:

1.Воспитывать ребёнка как самостоятельную и уверенную в себе личность;

2.Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.

Результат программы

В результате освоения программы, у детей повышается познавательная и творческая активность, обогащается сенсорное впечатление, формируется творческое мышление. Дети интересуются окружающими предметами, и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляется самостоятельность, инициативность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий.

Первый год обучения (2-3 года)

· Выделяет различные признаки и свойства объектов;

· Сравнивает объекты по одному признаку или свойству;

· Устанавливает отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);

· Осуществляет классификацию по одному признаку;

· Осуществляет сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);

· Различает количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)

Второй год обучения (3-4 года)

· Выделяет и называет различные признаки и свойства объектов и явлений;

· Сравнивает объекты и явления по нескольким признакам или свойствам;

· Устанавливает отношения сходства, тождества и различия;

· Осуществляет классификацию по нескольким признакам;

· Осуществляет сериацию предметов с речевым сопровождением;

· Различает и называет количественный состав;

· Применяет чувственный опыт в продуктивных видах деятельности.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на детей 2-4 лет, посещающих МБДОУ д/с № 242 "Садко".

Материально-техническая база

Для реализации программы имеется  игровая комната, оснащенная в соответствии с требованиями к оборудованию и освещению помещений.

Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:

· Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.

Наглядный материал:

а) демонстрационный:

· карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);

· карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);

· карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);

· геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);

· модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

· игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).

б) раздаточный:

· рамка-вкладыш Монтессори;

· дидактический материал к играм: плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.

в) ИКТ:

· компьютерные технологии (ноутбук, интернет);

· мультимедийный проектор;

· CD – диски с аудиозаписями.

Стоимость

На основании Постановления Администрации города Ульяновска от 04.12.2019 г. № 2492 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка – детским садом № 242 «Садко» один час группового занятия по программе «Калейдоскоп», за одного обучающегося - 46 руб.