Программа является модифицированной, созданной на основе программ: Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Удалова Э.Я. , Метлева Л.А. «Развитие сенсомоторной сферы детей», и системы М. Монтессори.
Направленность программы.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность. Программа направлена на поддержку и развитие детской инициативности и самостоятельности в познавательной, коммуникативной речевой и творческой деятельности.
Актуальность:
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов). Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни.
Развитая сенсорная система – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Особенности программы.
Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр, опытов и экспериментов направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов окружающего мира.
В программе представлены специальные игры и упражнения. Игры на развитие тактильного восприятия: с песком, с крупой, на нанизывание, с пластилином, с карандашом, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки ребенка, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Срок реализации программы:
Данная программа рассчитана на 2 года:
- 1 год обучения: дети раннего возраста (2-3 лет);
- 2 год обучения: дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет).