«Дельфинёнок» (платные услуги)

  • (2)

Программа «Дельфинёнок» является модифицированной (адаптированной), составлена на основе учебно-методического комплекса Раз, два, три, плыви...: метод. пособие для дошк. образоват. учреждений / [Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.] – М.: Обруч, 2010. – 208 с., учебно-методического пособия «Пионербол в детском саду» (автор Тимофеева Л.В. 2013г.). учебно-методического пособия Шарафутдинов, А.Ш. Плывем к успеху!: учебно-методическое пособие / под ред. д-ра психол. наук, проф. А.И. Фукина. – 2-е изд. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 148 с.

Адаптированная программа «Дельфинёнок» направлена на систематизацию умений и навыков по обучению де­тей дошкольного и младшего школьного возраста плаванию и освоению простейших навыков игры «пионербол» на воде.

Игры в воде и плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. В дошкольном возрасте на начальном этапе обучения плаванию является перспективным введение элементов водного «пионербола». В ходе игры дети обучаются простым приемам обращения с мячом, ловле и передаче мяча путем бросков, плаванию с мячом, ориентировке на поле во время игры.

Практическая значимость

Практическая значимость программы заключается в большей степени эффективности обучения плаванию и в освоении обучающимися простейших навыков элементов игры «пионербол» на воде.

Использование элементов водного «пионербола» в занятиях плаванием способствует уменьшению монотонности, повышению эмоциональности, воспитанию самостоятельности, умению применять полученные навыки в изменяющихся условиях игры.

Отличительные особенности программы

Особенностью программы является ее практико-ориентированный характер. Воспитанники в процессе занятий по плаванию проходят ознакомительный курс с правилами и техническими элементами игры в «пионербол» на воде.

 Адресат программы

1 год обучения: возраст детей 4-5 лет, занятия поводятся два раза в неделю по 20 минут.

2 год обучения: возраст детей 5 −6 лет, занятия поводятся два раза в неделю по 25 минут.

3 год обучения: возраст детей 6-7 лет, занятия поводятся два раза в неделю по 30 минут.

4 год обучения: возраст детей 7-9 лет, занятия поводятся два раза в неделю по 30 минут.

Сроки реализации:

Программа составлена на 4 года обучения плаванию детей 4 −9 лет.

Занятия проводятся два раза в неделю.

Педагоги

Рожнова Ольга Александровна

Содержание программы

Содержание психолого-педагогической работы

Программа состоит из 4 этапов обучения.

· На первом этапе осваиваются подготовительные упражнения.

· На втором этапе осваиваются элементы спортивного плавания.

· На третьем этапе осваиваются спортивные способы плавания.

· На четвертом этапе осваиваются спады в воду, повороты.

· Первый этап обучения

Последовательность изучения (подготовительных) упражнений:

· задержка дыхания (на вдохе);

· погружение;

· всплывание;

· лежание;

· скольжение на груди;

· скольжение на спине.

· подвижные игры, включающие элементы игры «пионербол» на воде.

· Второй этап обучения

Элементы спортивного упражнения. Последовательность изучения упражнений:

· движение ног при плавании способом «кроль» (на спине);

· выдох в воду;

· движение ног при плавании способом «кроль» с выдохом в воду;

· соскок вниз ногами с низкого бортика из положения упор присев;

· обучение разным двигательным действиям без мяча и с мячом (передача и ловля мяча, бросок мяча через сетку), формирование у детей умение применять их в игровой ситуации.

· Третий этап обучения

Спортивные способы плавания

· способ плавания "кроль на спине";

· способ плавания "кроль на груди";

· элементы способа плавания "дельфин«;

· спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край, руки вверху, голова между руками – сильно наклониться вперед, касаясь грудью коленей, и упасть в воду;

· обучение техническим и тактическим приемам игры в «пионербол» на воде с дальнейшим применением их в игровой и соревновательной деятельности.

· Четвертый этап обучения

Спортивные способы плавания

· способ плавания «кроль на спине», поворот;

· способ плавания «кроль на груди», поворот;

· элементы способа плавания "дельфин«;

· спад в воду из положения сидя на низком бортике, ноги упираются в край, руки вверху, голова между руками – сильно наклониться вперед, касаясь грудью коленей, и упасть в воду;

· совершенствование технических и тактических приемов игры в «пионербол» на воде с дальнейшим применением их в игровой и соревновательной деятельности.

 

Основные формы и методы работы.

 

В процессе занятий по используются различные формы организации детей:

 групповые;

 командные;

 индивидуальные.

Рекомендуются такие формы занятий:

 занятия тренировочного типа;

 сюжетно – игровое;

 игровые;

 контрольно-проверочное;

 в форме бесед (об истории плавания, об истории возникновения игры «пионербол», безопасность на воде);

 занятия с участием родителей;

 спортивные досуги, развлечения, соревнования.

Занятия проводятся подгруппой, численностью не более 12 человек. Комплектуя их, уделяется внимание: на физическую подготовку детей и успешность освоения ими плавательных движений.

К основным методам обучения технике плавания и игре «пионербол» на воде:

• словесные методы;

• наглядные методы;

• метод раздельного и целостного изучения техники плавания (показ упражнения и отдельных его элементов);

• практические методы.

• игровые методы.

• проблемные методы. Словесный метод – рассказ, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет – содержат разнообразные способы и приемы изложения, которые помогают детям понять и осознать отдельные движения или их согласование и тем самым лучше их воспроизвести. Этот метод важен при изучении новых элементов, правил игры.

Наглядный метод. Наглядные методы (показ отдельного упражнения и техники плавания, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров) используются для развития наблюдательности, повышения внимания. Использование их помогает создать у детей конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении технике плавания и игре «пионербол» на воде.

В структуре занятия по плаванию демонстрация новых упражнений проводится на суше, так как здесь лучше слышна речь инструктора и дети не замерзают без движений. Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении движений в воде, затрудняется восприятие команд и указаний во время выполнения упражнений, в связи с чем применяется большое количество условных сигналов и жестов. Они могут не только заменить команды инструктора, но и внести уточнения в технику выполнения отдельных движений, дополнить объяснение, предупреждать и исправлять ошибки.

Из наглядных методов обучения применяемые в обучении элементам игры «пионербол» на воде используются показ выполнения упражнений, правил игры взрослым и ребенком, просмотр видеозаписи игры, мультимедиа слайдов иллюстрирующих технику выполнения элемента.

Показ физических упражнений создают зрительное представление о физических упражнениях, демонстрация наглядных пособий помогают уточнять их технику.

Практический метод.

Практические методы двигательного восприятия основаны на активной деятельности детей и характеризуются многократным выполнением действия по строгой регламентации либо разучивания по частям или в целом.

Основным практическим методом является метод упражнения. Метод упражнения характеризуется многократным повторением упражнений, способствующих освоению, закреплению и дальнейшему совершенствованию техники изучаемого способа спортивного плавания, а также развитию и совершенствованию двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости).

В качестве основных средств при обучении плаванию и обучении элементам «пионербол» на воде используются физические упражнения.

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития. Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенными являются следующие:

• общеразвивающие и специальные физические упражнения;

• подготовительные упражнения по освоению с водой;

• игры и развлечения на воде;

• упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания

упражнения по овладению техникой игры «пионербол» на воде (игры и упражнений с мячом, обучение детей элементам игры в «пионербол» на воде,).

Наиболее широко применяется игровой метод, так как является наиболее эффективным в процессе обучения и воспитания дошкольника. Также используются элементы соревнования в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков. Обязательное условие соревнования – соответствие его физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а так же правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям.

Проблемный метод на занятиях используется в виде наблюдения, как самостоятельно, так и под руководством педагога, что способствует привлечению детей к анализу различных игровых ситуаций, давая воспитанникам решать игровые проблемы самостоятельно.

Общеразвивающие и специальные упражнения.

Группа упражнений выполняется на суше и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания.

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части занятия по плаванию и его содержание зависит от поставленных задач. Комплекс упражнений готовит детей к дальнейшему освоению материала в условиях водной среды и включает в себя:

• упражнения (бег, ходьба, упражнения стоя на месте – наклоны, приседания, повороты, упражнения на гибкость);

• специально-подготовительные упражнения (движения, сходные по координационной структуре и характеру нервно-мышечных напряжений плавательным движениям упражнения для развития подвижности в голеностопных, коленных, тазобедренных, плечевых суставах, межпозвоночных сочленениях; упражнения для развития мышц, участвующих в гребке; упражнения для изучения чередования напряжения и расслабления мышц).

Подготовительные упражнения по знакомству с водой.

Эта группа упражнений применяется в целях формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды; психологической подготовки и устранения страха перед водой; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде.

Игры.

Игры на занятиях плаванием делают обучение более эмоциональным, помогают полюбить плавание, стимулируют заниматься им систематически. Игры в воде способствуют физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию, а также воспитанию самостоятельности, инициативы, решительности взаимодействовать в коллективе.

Методика обучения игре «пионербол» на воде: детей учат передаче мяча и подаче двумя руками. Обучение игре в пионербол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной).

1. На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений.

2. На подводящем этапе детей учат выполнять упражнения с мячом: перебрасывать мяч друг другу (разными способами) и ловить его двумя руками, бросать мяч от груди высоко и сильно (подача).

3. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением правил игры.

Последовательность проведения занятий.

1. Воздушные контрастные ванны.

2. Душ.

3. Подготовительная часть (на суше):

- различные виды ходьбы, бег, упражнения на восстановление дыхания;

- общеразвивающие упражнения для формирования и коррекции осанки;

- специальные упражнения для совершенствования навыков и уме­ний в воде.

- подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению элементов спортивной игры «пионербол» на воде.

4. Основная часть:

- различные виды ходьбы в воде в разном темпе;

- игровые упражнения, способствующие развитию дыхания, ориенти­ровке в воде, упражнения на расслабление мышц;

- специальные упражнения для освоения различных видов движе­ний на воде (для рук и ног).

- упражнения по овладению техникой игры «пионербол» на воде (игры и упражнений с мячом, обучение детей элементам игры в «пионербол» на воде, повторение пройденного).

5. Заключительная часть:

- с детьми 4-6 лет (проводятся игры на совершенствование усвоенных движений элементов игры «пионербол» на воде).

- с детьми 6-9 лет (игра «пионербол» на воде с закреплением элементов игры, произвольное плавание (свободное плавание).

6. Релаксация (расслабляет, успокаивает организм: выдохи в воду, лежание на воде).

7. Контрастный душ.

8. Обтирание, сушка волос.

Цели программы

Цель программы: создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, по средствам формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.

Основные задачи программы:

- Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию.

- Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма.

- Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

- Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства, учить плавательным навыкам и умениям.

- Обучать техническим и тактическим приемам игры в «пионербол» на воде с дальнейшим применением их в игровой и соревновательной деятельности.

- Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде; развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

- Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли.

- Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить, эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

Результат программы

1 год обучения (средняя группа, 4-5 лет)

Ожидаемый результат:

1. Умеет выполнять лежание на груди и спине в течение 2-4 секунд.

2. Умеет выполнять скольжение на груди на расстояние 1-2 метра.

3. Умеет выполнять движение ногами, как при плавании «кроль» на груди (в движении и упоры).

4. Умеет проплывать облегченным способом 2-3 метра.

5. Умеет выполнять многократные выдохи в воду (3-5 раз).

 

2 год обучения (старшая группа, 5-6 лет)

1. Умеет проплывать на груди при помощи одновременных гребковых

движений руками без выноса рук из воды (как при плавании брассом)

и попеременных движений ногами (3-5 метров) для сколиозных групп.

2. Умеет выполнять поперечные движения руками (без выноса рук из

воды) в сочетании с работой ног при плавании способом «кроль» (3-5 метров) для групп общего профиля (облегченный кроль).

3. Умеет выполнять многократные выдохи в воду (4-6 раз).

4. Умеет плавать кролем на спине при помощи одних ног, руки вдоль

туловища.

3 год обучения (подготовительная к школе группа, 6-7 лет)

Ожидаемый результат:

1. Умеет проплывать на груди при помощи одновременных гребковых движений руками (как при плавании дельфином) (8-10 метров)

2. Умеет плавать кролем на груди при помощи рук и ног 8-10 метров

3. Умеет плавать на спине при помощи попеременных и винтообразных движений руками (6-8 метров).

4. Умеет выполнять многократные выдохи в воду (8-10 раз).

5. Знают правила игры в «пионербол» на воде, умеют применять технико-тактические действия с мячом, умеют играть в команде, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

4 год обучения (начальный класс, 7-9 лет

1. Умеет проплывать на груди при помощи одновременных гребковых движений руками (как при плавании дельфином) (8-10 метров)

2. Умеет плавать кролем на груди при помощи рук и ног 8-10 метров.

3. Умеет передвигаться (в различном темпе, в приседе, прыжки, взявшись за руки, в колонне, бег).

4. Умеет погружаться (погружения лица в воду, подпрыгивание вверх с последующим погружением, сидя на дне, погружение в воду с головой с открыванием глаз, погружение лица в упоре лежа на груди, в скольжении на груди).

5. Движению ног (в упоре лежа на груди, в упоре лежа на спине, лежа на груди у опоры, с доской, с игрушкой, погрузив лицо в воду, с выдохом в воду).

6. Скольжению на груди (самостоятельно, погрузив лицо в воду, отталкиваясь ногами от дна, бортика, выдох в воду, погрузив лицо в воду, работа ног в стиле кроль).

7. Дыханию (активный вдох – задержка дыхание – приседание – выдох, дыхание произвольное выдох в воду).

8. Знают правила игры в «пионербол» на воде, умеют применять технико-тактические действия с мячом: перемещение передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, умеют играть в команде, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

Особые условия проведения

В  группы для обучения по данной программе зачисляются дети  в возрасте от 4 до 7 лет посещающие МБДОУ ЦРР -детский сад № 242 "Садко" и дети  от 7 до 9 лет посещающие начальную школу, не имеющие медицинских противопоказаний, допущенные врачом к занятиям. Наличие медицинской справки.

Материально-техническая база

Плавательный бассейн обеспечен оборудованием, инвентарем и методической литературой:

1. Плавательная ванна (прямоугольная): размеры: 11,83×6,39 глубина –70

2. Раздевалки – 2, площадь каждой: 24,57 и 24,76.

– сушилка для волос (фены) – 2_шт.

3.Санитарные узлы: туалеты –2; душевые (всего) – 2; ножные ванночки – 2.

4. Спортивный инвентарь:
– флажки плавательные – 4шт.

– плавательные доски разных размеров (кол-во)-15шт.

– игрушки плавающие­­ – 10 шт. и тонущие различных форм и размеров –76шт.
– надувные круги разных размеров –35 шт.

–надувная касатка­­–1шт. и черепаха –1шт.
– нарукавники – поплавки – 15шт.
– нудлы –15 шт.

–сетка –1­­ шт.
– мячи резиновые разных размеров – 41 шт.

– тонущие ворота с грузами 4 шт. и плавающие – 6 шт. 3×1
– часы на стене- 1шт.
– термометр комнатный –4шт. и для воды –1шт.

5. Оборудование:
– обходные дорожки (с нескользящей поверхностью) – по периметру бассейна
– банкетки- скамейки–2шт.

– стеллажи (шкафы) для инвентаря

6. Спасательные средства:
– страховочный шест (3 метра).

Стоимость

На основании Постановления Администрации города Ульяновска от 04.12.2019 г. № 2492 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка – детским садом № 242 «Садко» один час группового занятия по программе «Дельфинёнок», за одного обучающегося – 54 руб.