«Звонкая капель» (платные услуги)

Программа модифицирована и адаптирована к условиям дошкольного образования. Основой для разработки программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста явились программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон » (автор Э.П. Костина), «Методика обучения пению детей дошкольного возраста» Т.М.Орловой и С.И.Бекиной. Программа направлена на развитие вокально- хоровых способностей детей от 4 до 7 лет и рассчитана на 2 года обучения. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Занимаясь в вокально-хоровой студии «Звонкая капель», дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с народной, классической, эстрадной музыкой, приобретают навыки выступления перед зрителями.Программный материал построен по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующем году обучения пройденный материал подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.Интересным и полезным введением в программу является привлечение других видов музыкальной деятельности на занятиях, таких как импровизация, игра на простейших музыкальных инструментах, музыкальные движения. Это, безусловно, способствует активизации музыкального развития детей, особенно дошкольного возраста.

Педагоги

Соболевская Юлия Анатольевна

Содержание программы

Особенности реализации программы

1. Вокально-хоровая работа.

Учебно-тренировочный материал. Обучение детей пению начинается с речевого этапа. Строится на основе «Фонопедического метода развития голоса» Емельянова В.В. На речевом этапе проводится с детьми артикуляционная гимнастика, в форме сказки «Путешествие язычка». Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка, знакомясь со всеми частями речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически используются развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира.

Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности, а также у детей формируется определённая непринуждённость звукообразования, лёгкость речевого голоса.

Речевая зарядка проводится в разных условиях, из разных положений (сидя, стоя, в движении, с выходом вперёд и т.д.). Она не только обостряет слуховое внимание, улучшает взаимодействие и координацию слуха и голоса, а главное – носит терапевтический эффект: снимает чувство усталости, повышает работоспособность детей, помогая детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению.

2. Восприятие музыки

Слушание музыкальных произведений.

Знакомство с художественными, доступными восприятию детей образцами современной, классической, народной музыки, воспитание к любви к ней. Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие. Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения.

Поиск выразительных движений под музыку.

Слушание музыкальных сказок, рассказы о композиторах, о природе, животном мире. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей.

3. Музыкально – ритмические движения.

Движения, согласованные с характером музыки, ритмичные и выразительные движения, ритмические игры, несложные танцевальные движения. Для развития способностей передавать в пластике музыкальные образы используются следующие виды движения:

· Ходьба;

· имитационные движения;

· плясовые движения.

4. Игровые и творческие задания

·Инсценирование песен, популярных сказок («Колобок», «Теремок», и др.) с привлечением звучания знакомых музыкальных произведений;

·простейшие импровизации: вокальные (диалоги персонажей сказок, «вопрос – ответ»), инструментальные (ритмическое сопровождение, звуковые картины);

·звукоподражание;

·образные игры;

·вариантное исполнение окончаний фраз песен, попевок.

5. Концертная деятельность

Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим. Концертная деятельность – особая часть работы детского вокального коллектива. Это своеобразный итог проведенной репетиционной и педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, характеризующееся эмоциональной приподнятостью и взволнованностью. Дети испытывают радость от соприкосновения с миром образов музыкальных произведений, воплотителями которых они являются, и от ощущения себя настоящими артистами, способными делиться частичками своей души с каждым из слушателей.

Структура занятия включает:

1.Вводная часть. Коммуникативная игра-приветствие, артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова; распевание. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (в это время проводится физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Музыкальная игра.

Содержание занятия:

1. Коммуникативная игра-приветствие.

2. Певческая установка

3. Артикуляционная гимнастика

4. Интонационно-фонетические упражнения.

5.Скороговорки. Чистоговорки.

6. Упражнения для распевания.

7. Песни.

Основные формы работы по реализации программы.

В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной-хоровой группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Основная форма проведения занятий – вокально-хоровые занятия.

Приемы развития вокально-певческих навыков

Быстрый темп.

Максимальное использование методических приемов в быстром темпе активизирует детей, приносит разнообразие и живой отклик.

Показ с пояснениями.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.

Постепенное усложнение заданий.

Задания для детей постепенно усложняются, пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие.

Поочередное пение.

Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).

Музыкально-ритмические игры.

Объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах. В доступной игровой форме дети разбираются в соотношении звуков по высоте, у них развивается чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Вокально – двигательная гимнастика.

Цикл попевок с определённым фонематическим составом позволяет работать над дыханием, фразировкой, дикцией и артикуляцией, способствует своевременному и качественному развитию речи детей дошкольного возраста.

Пение по руке.

Рука – нотный стан. Систематические упражнения с ручными знаками и пение по руке интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.

Ручные знаки.

Ручные знаки – это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше, чем «раз», «три» выше, чем «два». Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада.

Дыхательные упражнения.

Во всех возрастных группах неотъемлемой частью занятия является дыхательная гимнастика, которая помогает детям восстановить дыхание, расслабиться.

Развитие дикции.

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Игровой самомассаж.

Выполняя упражнения самомассажа, в игровой форме дети проговаривают все свои движения чистоговорками, получая радость и хорошее настроение.

Привнесение игровых моментов.

Включение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы». Использование игрушек, картин, образных упражнений украшают образовательную деятельность, делают её более продуктивной, повышают активность детей, развивают сообразительность, а так же закрепляют знания, полученные ранее.

Приобретение детьми теоретических знаний. Для формирования устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знакомим их с основными понятиями хорового и вокального исполнения, даём представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к своему голосу.

Оценка качества.

Оценка детского исполнения песни зависит от возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в них уверенность, осуществлять индивидуальный подход к ребенку при обучении пению. К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия.

Исполнительская деятельность.

Потребность в пении, и в выступлениях. Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают активизировать внутренний слух, развить творческое начало.

Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

· работа над вокальными и хоровыми навыками;

· проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Приемы работы над отдельным произведением:

· пение песни с полузакрытым ртом;

· пение песни на определенный слог;

· проговаривание согласных в конце слова;

· произношение слов шепотом в ритме песни;

· выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

· настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

· остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

· анализ направления мелодии;

· использование элементов дирижирования;

· пение без сопровождения;

· зрительная, моторная наглядность.

 

Цели программы

Цель программы – формирование вокально-певческих навыков через хоровое исполнение.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

· Разработка модернизированной системы вокально-исполнительской деятельности для детей дошкольного возраста.

· Совершенствовать голосовой аппарат детей, стремиться при этом сохранить индивидуальность природного типа детского голоса (высокий, средний, низкий).

· Учить основам певческих навыков и умений.

· Прививать детям культуру исполнения. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения.

· Формировать язык песенного творчества, учитывая индивидуальные способности детей. Способствовать пробуждению творческой активности детей.

· Развивать музыкальные способности детей.

· Охранять детский певческий голос.

Результат программы

Результатами занятий по программе «Звонкая капель» являются:

1 год обучения:

· освобождение от психологической и физической скованности в обстановке группового общения

· обретение коммуникативных навыков игрового и учебного взаимодействия

· петь естественным голосом, без напряжения

· уметь во время пения сохранять правильную певческую установку

· отличать звуки по высоте

2 год обучения:

· проявляют устойчивый интерес к вокально-хоровому искусству поют выразительно, без напряжения, легким, подвижным звуком

· выразительно поют естественным голосом, без напряжения

· во время пения сохраняют правильную певческую установку

· отличают звуки по высоте и длительности

· в пределах терции поют попевки и песни с точным воспроизведением мелодии

· различают на слух правильное и неправильное пение

· умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы,

· внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах · точно воспроизводят и передают ритмический рисунок

· умеют брать дыхание между музыкальными фразами, перед началом пения; не поднимая плечи, стараются держать дыхание до конца фразы

· выработана певческая установка, сформирована сценическая культура

· имеют навыки вокально-хорового пения

· знают начальные основы музыкальной грамоты

· умеют правильно и бережно относиться к собственному голосу.

· поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга

· проявляют активность в песенном творчестве.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на детей 4-7 лет, посещающих МБДОУ д/с № 242 "Садко".

Материально-техническая база

Для реализации программы дополнительного образования «Звонкая капель» созданы условия:

1. Музыкальный зал для занятий.

2. Оборудование:

* звуковая аппаратура – музыкальный центр;

* электронное пианино;

* микрофоны;

* мультимедиа аппаратура.

Дидактические условия

1. Методический материал:

* учебно-методическая литература;

* система методических разработок по проведению занятий по вокалу;

2. Учебно-наглядные пособия:

* видеотека исполнения народных, эстрадных, детских песен;

* портреты композиторов, карточки с музыкальными инструментами.

3. Музыкальный материал:

* нотный материал для занятий дошкольных групп;

* аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий.

* музыкальные ложки, маракасы, бубны.

4. Костюмы:

* концертные костюмы.

5. Оборудованное помещение для хранения концертных костюмов.

Помещение разделено на зоны: сцена, зрительские места, рабочее место педагога с фортепиано (синтезатор).

Стоимость

На основании Постановления Администрации города Ульяновска от 04.12.2019 г. № 2492 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка – детским садом № 242 «Садко» один час группового занятия по программе «Звонкая капель», за одного обучающегося – 53 руб.