Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде. Программа ориентирует на формирование ответственности у детей и подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Краткая характеристика обучающихся: возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 13-15 лет.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
• лекции,
• практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
• семинары,
• дискуссии,
• деловые игры,
• решение тестов, задач, проблемных ситуаций,
• выходы на экскурсии в банк и на предприятия финансовой направленности.
Виды занятий: комбинированное; получение новых знаний и навыков; получение новых знаний.
Режим занятия: занятия проводятся по группам из расчета 34 учебных недели 1 раз в неделю по 2 академических часа. Срок реализации программы – 1 учебный год.
Цель дополнительной общеразвивающей программы: формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Основными задачами являются:
- формирование базовых знаний о потреблении и потребителях, об общих принципах управления доходами и расходами семейного бюджета, свойствах и функциях денег;
- формирование у обучающихся умения вести элементарный учёт расходов и расходов личных финансов, навыков планирования семейного бюджета;
- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи;
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям;
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.