Программа Курс практической грамотности по русскому языку предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений. Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи.
Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.