Актуальность программы подтверждена ее востребованностью: ежегодно в объединение приходит больше желающих, чем запланировано. Это говорит о том, что интерес к работе помощником вожатого среди подростков сохраняется. Положительные отзывы о работе вожатыми в детских оздоровительных лагерях Ульяновской области и России выпускников Школы вожатого подтверждают правильность идеи о создании данной программы.
Обучающиеся проживают все эмоционально-действенно, накапливают бесценный опыт, который в дальнейшем используют в работе с детьми, делая их отдых незабываемым.
Программа предполагает сетевое взаимодействие с образовательными организациями, когда обучающиеся, освоившие программу, выходят на практику в лагеря с дневным пребыванием детей в период каникул, которые организованы на базе детских оздоровительных учреждениях.
Отличительные особенности программы. Содержание Программы учитывает многолетний опыт работы автора программы в качестве старшей вожатой в общеобразовательной школе, организатора лагерей актива и летнего отдыха детей (старший вожатый, воспитатель, вожатый, автор и руководитель программы деятельности лагеря/смены). Программа реализуется в областном учреждении дополнительного образования. Это позволяет организовать практическую деятельность участников программы, приложить свои знания, умения и навыки в социально значимых проектах учреждений дополнительного образования и общеобразовательных организаций.
Педагогическая целесообразность программы. Программа учитывает возрастные особенности учащихся, участвующих в её реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развить в учащихся познавательный интерес к профессии вожатый, практическая часть повышает стимул к обучению основам педагогики и психологии. Это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и совершенствованию навыков. Содержание Программы отвечает современным потребностям общества в подготовке организаторов работы с детьми, в том числе и в условиях детского оздоровительного лагеря. Программа включает разнообразную практическую деятельность учащихся, что дает возможность непосредственно применять полученные знания и умения не только внутри коллектива, но и в разнообразных социально значимых делах, используя огромный потенциал образовательного учреждения. Это участие в различных программах Дворца, выезды на профильные смены в ЦДОД ДО «Юность» и «Алые паруса», возможность проведения вожатских тренингов в помещениях Дворца.
Инновационная направленность программы заключается в использовании модульного подхода организации образовательной деятельности, что позволяет подготовить школьников, не имеющих предшествующей педагогической подготовки, к работе с временным детским коллективом. Данная программа способствует развитию вожатского движения на базе учреждения. Программа создает «ситуацию успеха», помогает подростку почувствовать себя полезным, способным сделать что-то самостоятельно, способствует повышению самооценки, уверенности в своих силах. В организации жизни коллектива используется методика КТД, благодаря которой ребятам предоставляется самостоятельность на каждом этапе организации дел, обеспечивается смена ролей и деятельности, что развивает творческие и организаторские умения, способности, формирует чувство ответственности.