Шахматы. Сетевая форма обучения

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Педагоги

Занятия ведет Писарев Андрей Александрович, педагог дополнительного образования, имеется курсовая подготовка по теме «Шахматы».

Содержание программы

 


Программа рассчитана на 144 часа.

1 модуль

1.Вводное занятие −4ч

2. Шахматная доска – 6ч

3. Шахматные фигуры 40ч

4. Шах 4 ч

5. Мат 10 ч

2 модуль

1. Вводное занятие – 2ч

2. Шахматная партия 12ч

3. Краткая история шахмат 2ч

4. Шахматная нотация 6ч

5.Ценность шахматных фигур 8ч

6. Техника матования одинокого короля 8ч

7. Достижение мата без жертвы материала 8ч

8. Шахматная комбинация 30ч

9. Итоговое занятие

 

Цели программы

Создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Результат программы

Личностные результаты:

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

– знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

- сравнивать, находить общее и различие;

- уметь ориентироваться на шахматной доске;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

– знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка;

- шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Особые условия проведения

К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.

Материально-техническая база

 

Для реализации программы необходимы следующие материалы, инструменты и оборудование:

– компьютер

– 7 комплектов шахматных фигур с шахматной доской

– часы шахматные

– столы и стулья

– наличие интернета

– видео- и звуко- воспроизводящее оборудование

– обучающее программное обеспечение

– демонстрационная шахматная доска