Учебно- воспитательный процесс в школе помимо классных занятий включает и разнообразные занятия вне класса во внеурочное время,которые дополняют программу общего образования классно-урочной формы познания и способствуют социализации, самопознанию, совершенствованию,развитию и выражению способностей личности обучающегося.Главенствующая роль в развитии способности личности мыслить, чувствовать, творить,общаться с людьми всегда принадлежала Слову. Именно через словесность возможно осуществление важных воспитательных и образовательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Одной из более эффективных форм внеклассной работы по предмету можно считать кружок, т.е. объединение, которое не подменяет предмет «Русскую литературу», «Русский язык», а помогает изучать русский язык и словесность в неразрывном единстве, т.е. изучать язык в его употреблении как материала, из которого создается литературное, словесное произведение. В свою очередь, литературный текст выступает при таком изучении как произведение словесного творчества, словесного искусства. Тем самым обучающиеся учатся осмысленно использовать различные средства языка, создавая свои литературные произведения: сочинения, доклады, сообщения, рефераты. Учатся самостоятельно анализировать смысл и эстетические качества художественного текста.
Программа дополнительного образования «Занимательная русская словесность» имеет социально-педагогическую направленность.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа – попытка использовать возможности функционального аспекта изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся в условиях учреждения системы дополнительного образования.
Уровень программы:Программа «Занимательная русская словесность» относится к базовому уровню[2], что предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантировано обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Программа предполагает одновременно и помощь учащимся в анализе и понимании устного и печатного слова, и содействие тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе.
Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. В этом и заключается ее актуальность.
Программа предусматривает развитие познавательного интереса подростков, их кругозора, навыков устной и письменной речи, творческих способностей, интенсивное обучение и развитие творческих способностей,воспитание у них бережного отношения к языку через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающегося.
Новизна данной программы состоит в соответствии программы социальному заказу общества, в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам, в системемассовой коммуникации общества, социализации.
Инновационность: Объединение, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призвано пробудить в детях глубокий интерес к грамматике, орфографии, лексике, стилистике, различным речевым явлениям. При этом язык мы рассматриваем как материал словесности, а все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке,- как явления словесного искусства. И рассмотрение богатейших ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания произведений, специальных изобразительных средств языка помогут поддержать свойственную школьникам пытливость ума, помочь, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опят человечества.