Юный растениевод

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный растениевод» имеетестественнонаучную направленность и предназначена для реализации в детском объединении Муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования «Средняя школа им.герояСоциалисического труда Я.М.Вадинап.Дивный муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области«.

Актуальность программы:

Актуальность создания данной программы заключается в том, что при её освоении учащиеся приобретают желание не только остаться жить и работать на своей земле, но и знают, как это сделать с наибольшей отдачей для себя и общества, осознают престижность сельскохозяйственного труда и смогут полноценно жить, интеллектуально развиваться в сельской местности, иметь социальную адаптацию в стремительно меняющемся мире труда.

Программа «Юный растениевод» позволяет в большей степени учесть индиви­дуальные особенности детей, их интерес к цветоводству и овощеводству. Много издано книг по цветоводству и овощеводству, но они не адаптированы к пониманию их школьниками 7-12 лет. Поэтому создание программы «Юный растениевод» с основами цветоводства и овощеводства актуально.

Отличительные особенности программы:

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся смогут познакомиться с новейшими технологиями размножения и выращивания овощных растений и современными научными открытиями и достижениями в области овощеводства. Программа обеспечивает учащихся познавательным развитием, выходящим за рамки программ школьного образования, осознанным и успешным выбором профессиональной деятельности, раскрытием творческого потенциала через дополнительные досуговые программы.

Особенности программы «Юный растениевод» заклю­чаются в формах и методах подачи материала. Приоритет отдается практическим занятиям, экскурсиям. Усилена роль занятий, ко­торые проходят вне класса. Даже теоретические занятия проводятся в основ­ном средствами окружающей действительности (в поле, лесу, теплице, на сельхоз. участке). Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с миром растений, способствуют развитию наблюдательности. Используется нетрадиционная форма подачи материала – игра. Через игру ребенок постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Много времени отводится исследовательской работе юннатов. Научно-исследовательская деятельность необходима для развития творческого мыш­ления учащихся.

Педагоги

Шеремеева Елена Ивановна

Содержание программы

ВведениеВведение в программу "Юный растениевод"
Наблюдение, опрос, тестирование
Раздел 2. Значение овощей в жизни человека (2ч.)
Экскурсия на пришкольный участок Знакомство с опытным участком
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 3. Вредители растений (6 ч)
Тля, белокрылка,щитовка – внешний вид и меры борьбы
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Другие вредители
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 4. Болезни овощных растений и сорняки (6 ч.)
Основные болезни Профилактика заболеваний овощных растений
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Сорные растения
Анализ выполнения практических заданий
Раздел 5. Удобрения (4ч.)
Минеральные удобрения Органические удобрения Подкормки
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Сроки и правила внесения удобрений
Опрос Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 6. Почва, тепличные грунты (10 ч.)
Виды почв
Наблюдение, опрос
Тепличные грунты
Опрос
Приготовление грунта для рассады
Наблюдение, тестирование, анализ выполнения практических заданий
Раздел 7. Севообороты (2 ч.)
Севообороты
Наблюдение, опрос
Раздел 8. Выращивание зеленых в теплице (6 ч.)
Выгонка лука на зелень
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Выращивание петрушки на зелень. Закладка опыта "Различные способы выгонки репчатого лука на зелень"
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 9. Выращивание рассады овощных культур (30 ч.)
Подготовка семян к посеву
Наблюдение, опрос
Посев семян овощных культур
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Пикировка сеянцев
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Уход и наблюдение за рассадой
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, защита проектов
Раздел 10. Посев и посадка овощных культур (12 ч.)
Посев овощных культур
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Посадка овощных культур
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 11. Итоговое занятие (2 ч)
Итоговое занятие. Конкурс юный огородники
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий, тестирование
Модуль 2 (60ч)
Раздел 1. Введение (2ч)
Инструктаж по охране труда и ПДД
Комплексное занятие,
Раздел 2. Значение растений в жизни человека (4ч.)
Значение парка
Наблюдение
Лесное сообщество
Наблюдение, выставка
Раздел 3. Семена цветочных культур (4 ч)
Сбор семян бархатцев, сальвии, астры.
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Сбор семян цинии, алиссума
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 4. Комнатные растения (10 ч)
Красивоцветущие комн. растения Декор.-лиственные растения
Наблюдение
Лианы Ампельные растения
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Суккуленты Разнообразие комнатных растений
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий Тестирование
Праздник осени "Кузьминкины посиделки"
Наблюдение, опрос
Раздел 5. Вредители комнатных растений (2 ч)
Тля, щитовка и другие вредители – внешний вид и меры борьбы
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 6. Болезни комнатных растений (4 ч)
Основные болезни
Анализ выполнения практических заданий
Симптомы болезней
Опрос, тестирование
Раздел 9. Почва, земельные смеси (8 ч)
Понятие о почве, земле
Наблюдение, опрос
Земельные смеси
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 7. Размножение комнатных растений (12 ч)
Правила черенкования Черенкование лиан
Наблюдение, опрос
Размножение аспарагуса луковичных растений
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Размножение полукустарников
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Уход за черенками
Защита проектов
Размножение комнатных растений
Тестирование
Раздел 8. Питание комнатных растений (2 ч.)
Сроки и правила подкормки
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 9. Почва, земельные смеси (4 ч)
Понятие о почве, земле
Наблюдение, опрос
Земельные смеси
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 10. Пересадка цветочных растений (6ч)
Пересадка черенков
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Пересадка растений
Наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 12. Итоговое занятие (2 ч)
Итоговое занятие
Наблюдение, анализ выполнения

Цели программы

Создание условий для развития интереса к исследовательской и опытнической деятельности в области сельского хозяйства.

Результат программы

У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности, трудовых навыках по основным разделам программы, понимают значимость данной деятельности для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, имеется потребность в труде, ответственное отношение к труду, учебе, людям, коллективу. Учащиеся активны в определении будущей трудовой деятельности, активно участвуют в труде, проявляя трудолюбие, способны проявлять творчество и самостоятельность. Дети способны добросовестно выполнять трудовую деятельность, владеют специальным оборудованием. Ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой: собирать семена, бороться с вредителями и болезнями, приготовление земельной смеси, посев и посадка растений, проведение агротехнических приёмов (полив, прополка, рыхление и т.д.), проведение опытов. Учащийся овладел общеучебными умениями и навыками: умение подбирать литературу, пользоваться компьютерными источниками информации. Ребёнок овладел учебно-коммуникативными умениями: слушать и слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести дискуссию. Учащийся овладел учебно-организационными умениями и навыками: организовать своё рабочее место, соблюдать правила безопасности.

Особые условия проведения

Формы проведения занятий: акция, беседа, викторина, выставка, диспут, познавательная игра, защита проектов, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, проведение опыта, экскурсия, тестирование.

Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, зачет, выставка, тестирование.

Материально-техническая база

Кабинет

Лабораторное оборудование

Дидактические материалы

Учебно-опытный участок

Оборудование для проведения сельхозработ