Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
Краеведение необходимо в жизни детей для того, чтобы они понимали свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому учащиеся осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Для детей младшего школьного возраста воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой родине, родному краю. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь учащихся к практической деятельности по изучению и сохранению местных традиций, природных и исторических памятников.
Программа имеет естественнонаучную направленность и адресована учащимся младшего звена общеобразовательных организаций не имеющих знаний о культуре и истории своей малой Родины или имеющих поверхностные знания.
Дополнительность программы состоит в том, что она, расширяет школьный курс «Окружающий мир». Наша задача – дополнить знания, полученные в ходе освоения школьной программы, недостающей практикой непосредственного общения с природой и окружающим миром. Восприятие происходит не только интеллектуальным, но и эмоциональным путём, что даёт более прочное и надёжное усвоение понятий и закономерностей.
Актуальность программы заключается в том, что курс краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Данная программа играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.
Отличительной особенностью программы «Юные краеведы» обусловлено тем, что она является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.
Новизна программы в том, что она отличается объемом и способами преподнесения учащимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности учащихся. В результате освоения программы учащиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами города Ульяновска; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города.
Программа соответствует социальному заказу общества, так как углубление и расширение знаний об истории страны и родного края способствует воспитанию в детях духовного начала, чувства патриотизма и любви к родине.
Инновационность программы заключается не только в использовании на занятиях с детьми мультимедийного приложения, охватывающего различные области литературы, живописи, музыки, но и обучение учащихся основам проектной деятельности.
Адресат программы – учащиеся 7-9 лет общеобразовательных организаций. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к событиям, к людям и учится анализу, оценке событий. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление и легко обучаются посредством творческой и игровой деятельности, поэтому неотъемлемой частью каждого занятия является творческий и игровой подход к его организации. Одной из особенностей учащихся младшего школьного звена является – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Учащиеся хорошо запоминают все яркое и интересное. Красочные наглядные пособия, изделия народных промыслов вызывают в них эмоциональный отклик и желание воспроизводить увиденное своими руками. Поэтому лепка из пластилина, конструирование из бумаги и картона, рисование по замыслу и по теме занятий сопровождают младших школьников в течение всего учебного года.