Шахматы

Программа ориентированна на детей 7-10 лет.

Рассчитана на 4 часа в неделю,  144 часа в год. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги

Халимов Ринат Миникадырович 

Содержание программы

История шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Цели программы

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся должны знать/применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахмати- стов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахмат- ной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, пра- вила проведения соревнований, шахматный этикет, а также ка- кими личностными (интеллектуальными, физическими, духов- но-нравственными) качествами должен обладать шахматист- спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в Рос- сии, выдающихся шахматных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной твор- ческой деятельности.

Материально-техническая база

Программа реализуется на базе Центра образования развития цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в МБОУ «Пригородная СШ». В наличии шахматные столы, шахматы, часы