Шахматы (Точка роста)

Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой физкультурно-спортивной направленности, модифицированной. Программа модифицирована на основе авторской программы Прудниковой Екатерины Анатольевны, изданной в сборнике примерных рабочих программ в 2019 г. Шахматы в системе дополнительного образования.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно- эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Новизна данной программы заключается в том, что данная программа является новой для реализующего ее педагога, в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Отличительной особенностью этой программы от уже существующих программ данной направленности является то, что в нее внесены добавления дидактического и занимательного характера, раскрывающие специфику многообразия деятельности самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается от 13 до 15 лет. Принимаются все желающие мальчики и девочки. Обучение по данной программе будет актуальным для детей как физически так и интелектуально активных. При зачислении в объединение проводится стартовая диагностика с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей. Группы формируются преимущественно по принципу принадлежности учащихся к младшему или среднему звену образовательных учреждений с учетом степени их предварительной подготовки. Количество детей в группе 10 человек.

Уровень программы. По целевому ориентированию и уровню сложности данная общеразвивающая программа является программой базового уровня.

Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе – 36 недели, период обучения – с сентября по май. Во время каникул проводятся 2 – 4 досуговых мероприятия.

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база