Малышок

  • (4)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Малышок» разработана в соответствии с следующими нормативными документами:

• Федеральный закон №273-ФЗ   от 29.12.2012 года  «Об образовании Российской Федерации»;

1.Приказ министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

2.Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726.

3.Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

2.СанПин: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.Устав МУ ДО ИДДТ.

5.Положение об объединении (локальный акт).

 

Программа «Малышок» является модифицированной и опирается в основных своих моментах на новые более актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Минобразования России (Программа «Развитие», Программа «Радуга», Программа развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду, Программа «Гармония», Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа- 2000» и др., которые содействуют эффективному решению проблем преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Основу базового образовательного компонента программы «Малышок» составляют занятия по обучению детей: грамоте, математике и логике, первоначальным навыкам письма.

Дополнительный компонент обучения представлен занятиями по изоискусству, музыкальными занятиями, познавательно-развлекательными игровыми занятиями.

Актуальность программы: востребована родителями и своевременна, бесплатная.

Новизна программы: эта программа для самых маленьких учащихся в условиях дополнительного образования,

Основная идея программы:

1. не только дети готовятся к школьному обучению, но и сама школа готовится к приёму именно этих детей;

2.ребёнок приходит в школу вместе со своей семьёй и «приносит» с собой представления, ценности и традиции, принятые в его семье.

Особенностью программы является её комплексная направленность, позволяющая объединить знания из различных областей в единое целое.

Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению к школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция – неуклонное усложнение программы 1 класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять к будущему первокласснику более высокие требования.

Наиболее остро ощущается следующие проблемы:

· реализация преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования;

· адаптация учащихся первых классов;

· коррекция школьной дезадаптации;

· недостаточная готовность детей дошкольного возраста к школе;

· не все дошкольники посещают ДОУ.

Последние две из перечисленных проблем являются главными, их решение повлечет за собой решение остальных.

 

Данная программа состоит из 6 разделов по 36 часов.

Разделы программы:

Раздел I. Математика и логика

Раздел II. Обучение чтению

Раздел III. Умелые пальчики

Раздел IV. Учеба – это праздник

Раздел V. Познаем мир

Раздел VI. Азбука изоискусства

Методы обучения:словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, исследовательский проблемный; игровой.

Педагог Маршалова Г.А использует педагогические технологии: технологии группового обучения, технологии коллективного взаимообучения, технологии модульного обучения, технологии проблемного обучения, технологии исследовательской деятельности,технологии проектной деятельности, технологии игровой деятельности, технологии коллективной творческой деятельности.

В целях поощрения мотивации и стимулирования учащихся: награждение грамотами и благодарственными письмами от администрации Ишеевского Дома детского творчества за участие в проектах, выставках и праздниках, за хорошие результаты в учёбе.

Особенности организации образовательного процесса:индивидуально-групповая, и групповая. В группе занимаются дети одного возраста (по 15 детей). Состав группы постоянный. Занятия проходят в игровой и учебно-комбинированной форме (выставка творческих работ учащихся, защита проектов, мастер-классы, игра, открытое занятие, праздник, спектакль, творческая мастерская, наблюдение). Программой предусмотрены психологические возрастные и индивидуальные способности учащихся. Расписание и кабинет отвечает требованиям СанПина.

 

 

Педагоги

 Маршалова Галина Александровна-педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Содержание раздела курса «Познаем мир».

Познаем других людей и себя.

Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик\девочка, взрослый\ребенок, молодой\старый).

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т.п.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявлять сочувствие.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая – правая. Определять направление своего движения – ходьбы в бега (вперед, назад, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть…», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки…», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус – с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями, определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.).

Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но и многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что – нет».

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.); благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо\плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т.п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить…).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение других людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет…»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно\неправильно, хорошо\плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится\не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится\не нравится_.

Познаем мир.Предметный мир.

Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).

На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше\меньше, один\много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.

Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении детского сада (школы). Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в детский сад (в школу). Ориентироваться в помещении (находить музыкальный, спортивный залы, медицинский кабинет и др.).

В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо\налево, сзади\спереди, за, под, перед, в центр, с краю и с др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз – шар; окно – прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).

Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов – мерки. Знать значение слов «вчера», «давно», «недавно», «долго\недолго», «еще будет» и др.

Природа.

Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов основные свойства песка, глины, воды (например: вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т.п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Овладеть некоторыми умениями по уходу за животными (кормить, помогать убирать клетку, менять воду, подкармливать птиц на участке). Овладеть некоторыми умениями по уходу за растениями и их выращиванию (посев крупных семян, полив, протирание листьев).

Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

Общество.

Знать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной странный, достопримечательности столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т.д.).

Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.

В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).

 

Курс Математика по 1-му году обучения

Вводное занятие. Инструктаж. Личная безопасность в условиях образовательного учреждения.
Количественный и порядковый счет в пределах 5. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Свойство предметов – цвет. Логические ряды. Работа в прописях.1 час
Количественный и порядковый счет в пределах 10. Логические ряды. Работа в прописях.1час
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Характерные особенности фигур. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Число и цифра 1. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 2. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Пространственные отношения: справа-слева. Логическая задача. Работа в прописях.1
Игра «Танграм». Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 3. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Геометрические фигуры: квадрат и овал. Блоки Дьенеша. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 4. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 5. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Игры геометрического содержания. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 6. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 7. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Временные отношения: неделя, дни недели, круговая диаграмма дней недели. Логическая задача. Работа в прописях.1
Свойство предметов – размер. Сериация. Работа в прописях.1
Временные отношения: времена года, круговая диаграмма времен года. Сериация. Работа в прописях.1
Свойство предметов – форма. Сравнение множеств. Обозначение отношений: =, ≠. Логическая задача. Работа в прописях.1
Пространственные отношения: на, над, под, перед, за. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по высоте. Сериация. Работа в прописях.1
Число и цифра 8. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Представление о действиях сложения и вычитания. Знаки: +, -. Логическая задача. Работа в прописях.1
Число и цифра 9. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Пространственные отношения: между, посередине. Логическая задача. Работа в прописях.1
Геометрические тела: шар, куб, параллелепипед. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по длине. Сериация. Работа в прописях.1
Число и цифра 10. Конфигурация цифры, соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Временные отношения: сутки, части суток. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по ширине и толщине. Сериация. Работа в прописях.1
Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по объему. Сериация. Работа в прописях.1
Пространственные отношения: внутри, снаружи. Логическая задача. Работа в прописях.1
Проверочное занятие.1
Проверочное занятие.1
Итого: 36 часов

Курс Математика по 2-му году обучения

Вводное занятие. Инструктаж. Личная безопасность в условиях образовательного учреждения
Повторение. Числа и цифры 0-10. Логическая задача. Работа в прописях.1 час
Математические знаки: >, <, =. Логическая задача. Работа в прописях.1 час
Сравнение множеств. Обозначение отношений: =, ≠, >, 1
Повторение. Геометрические фигуры. Блоки Дьенеша. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Сравнение множеств. Увеличение (уменьшение) числа на 1. Логическая задача. Работа в прописях.1 час
Сравнение множеств (по различным признакам). Логическая задача. Работа в прописях.1час
Задачи геометрического содержания. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Пространственные отношения: впереди, сзади, справа, слева. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Арифметические действия: вычитание, сложение. Знаки: +, -, =. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Состав чисел (4-6). Логическая задача. Работа в прописях.1час
Перестановка слагаемых – основное свойство сложения. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Вычитание. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Задачи в стихах. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Структура задачи. Составление задач по картинке. Логическая задача. Работа в прописях.1час
Ориентировка во времени: сутки, недели, понятия: послезавтра, позавчера. Логическая задача. Работа в прописях.1
Временные отношения: времена года, месяцы года. Игра «Волшебный круг». Работа в прописях.1
Решение задач на нахождение неизвестной части. Логическая задача. Работа в прописях.1
Состав чисел (7-10). Логическая задача. Работа в прописях.1
Образование чисел 2 десятка. Числа и цифры 2 десятка. Логическая задача. Конфигурация цифр. Соотнесение числа и цифры. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по длине. Измерение длины. Сериация. Работа в прописях.1
Геометрические фигуры: трапеция, ромб, параллелограмм. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по массе. Измерение массы. Логическая задача. Работа в прописях.1
Счет десятками. Логическая задача. Работа в прописях.1
Счет до 100. Счет сотнями. Логическая задача. Работа в прописях.1
Деление предмета на 2, 4, равные и неравные части. Логическая задача. Работа в прописях.1
Сравнение предметов по площади. Измерение площади. Логическая задача. Работа в прописях.1
Ориентировка во времени. Циферблат. Определение времени по часам. Логическая задача. Работа в прописях.1
Луч, отрезок. Числовой отрезок. Логическая задача. Работа в прописях.1
Геометрические тела: конус, цилиндр. Логическая задача. Работа в прописях.1
Углы и их виды. Логическая задача. Работа в прописях.1
Геометрические тела: призма, пирамида. Логическая задача. Работа в прописях.1
Работа с таблицами. Логическая задача. Работа в прописях.1
Работа с таблицами. Логическая задача. Работа в прописях.1
Проверочное занятие.1
Проверочное занятие.1
Итого: 36 часов.

Курс «Умелые пальчики» по 1-му год обучения

Вводное занятие. Инструктаж. Правильная посадка во время письма. Техника работы с простым и цветными карандашами.1час
Упражнение «Радуга» (раскрашивание). Работа в прописях.1 час
Лепка из пластилина «Гусеничка». Правила работы с пластилином. Лепка круглых форм, их соединение и украшение.1час
Лепка из пластилина «Черепашка». Прием раскатывания пластилина для лепки удлиненных форм. Использование налепов.1час
Упражнение «Зонтики» (рисование при помощи трафарета). Работа в прописях.1час
Упражнение «Грибы» (рисование при помощи трафарета). Работа в прописях.1
Упражнение «Мячики» (рисование при помощи транспортира). Работа в прописях.1
Лепка из пластилина «Божья коровка». Конструктивный способ лепки.1
Упражнение «Кубики и кирпичики» (рисование по клеточкам). Работа в прописях. Работа в прописях.1
Упражнение «Ёлочки» (рисование по клеточкам). Работа в прописях.1
Упражнение «Ёлочные шарики» (рисование при помощи транспортира). Работа в прописях.1
Новогодняя открытка (в технике оригами). Создание композиции.1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Эйфелева башня»). Использование различных линий: горизонтальных, вертикальных, наклонных. Работа в прописях.1
Лепка из пластилина «Живые буквы». Создание композиции.1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Рыбки»). Дорисовывание недостающих частей изображения. Работа в прописях.1
Упражнение «Мы» (рисование по клеточками фигуры мальчика и девочки). Работа в прописях.1
Упражнение «Слоник» (рисование по клеточкам). Работа в прописях.1
Лепка из пластилина «Улиточки». Использование цвета для выразительности композиции.1
Лепка из пластилина «Живые цифры». Создание композиции.1
Упражнение «Военная техника» (различные штриховки). Работа в прописях.1
Поздравительная открытка «23 февраля» (техника оригами). Создание композиции.1
Лепка из пластилина «Цветы». Прием гармошки. Создание композиции.1
Поздравительная открытка «8 марта» (в технике оригами). Создание композиции.1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Уточка» – зеркальное изображение предмета). Работа в прописях.1
Упражнение «Геометрические человечки» (рисование при помощи трафарета). Работа в прописях.1
Лепка из пластилина «Рыбка».1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Подружки» – рисование дуг, петелек, завитков). Работа в прописях.1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Кошка» – рисование второй половинки предмета). Работа в прописях.1
Упражнение «Дорисуй-ка» («Скворечник» – рисование второй половинки предмета). Работа в прописях.1
Графический диктант («Продолжи узор»). Работа в прописях.1
Поздравительная открытка «9 мая» (в технике оригами). Создание композиции.1
Упражнение «Не отрывайся» (безотрывное письмо). Работа в прописях.1
Лепка из пластилина «Колобок». Создание композиции.1
Графический диктант «Разные дорожки». Работа в прописях.1
Проверочное занятие.1
Проверочное занятие.1
Итого: 36 часов.

Курс «Умелые пальчики» по 2-му год обучения

Вводное занятие. Инструктаж.1 час
Рисование по опорным точкам. Раскрашивание. «Радуга». Работа в прописях.1час
Рисование с использованием трафарета. «Полосатый фрукт». Работа в прописях.1час
Рисование с использованием трафарета. «Красивые вазы». Работа в прописях.1
Рисование с использованием транспортира. «Зонтики». Работа в прописях.1
Основные элементы печатных букв: точки, прямые, палочки. Печатные буквы: П, Н, Г, Е, Ё, Ц. Работа в прописях.1
Печатные буквы: Т, М, Ш, Щ, Ж, К. Работа в прописях.1
Элемент печатных букв – наклонная палочка. Печатные буквы: Л, А, И, Й, У, Х. Работа в прописях.1
Печатные буквы из кругов: О, Э, С, Ю. Работа в прописях.1
Рисование по клеточкам с использованием транспортира. «Грибы». Работа в прописях.1
Цифры почтового индекса: 1-5. Работа в прописях.1
Цифры почтового индекса: 0, 6-9. Работа в прописях.1
Комбинированные печатные буквы: Р, Б, В, Я, Ф, З, Д. Работа в прописях.1
Комбинированные печатные буквы: Ь, Ъ, Ч, Ы. Работа в прописях.1
Новогодняя открытка в технике оригами. Создание композиции.1
Графические узоры – зрительный диктант. Работа в прописях.1
Печатные цифры: 1-3. Работа в прописях.1
Печатные цифры: 4-7. Работа в прописях.1
Печатные цифры: 0, 8, 9. Работа в прописях.1
Графические узоры: слуховой диктант. Работа в прописях.1 час

Рисуем геометрические фигуры. Работа в прописях.1
Знакомство с тетрадью в косую линейку. Рисование «Флаги». Работа в прописях.1
Поздравительная открытка «23 февраля», Создание композиции.1
Поздравительная открытка «8 марта». Создание композиции.1
Элементы заглавных прописных букв: крючки, палочки. Буквы: Г, П, Т, А, Л. Работа в прописях.1
Печатаем обратные слоги. Работа в прописях.1
Печатаем прямые слоги. Работа в прописях.1
Элемент прописного письма: крючок с подъемом. Прописные буквы: И, Ш, Щ, Ц. Работа в прописях.1
Печатаем слова (зрительный диктант). Работа в прописях.1
Печатаем слова (слуховой диктант). Работа в прописях.1
Печатаем предложения. Знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Работа в прописях.1
Поздравительная открытка «9 мая». Создание композиции.1
Прописные строчные буквы: п, р, т, к, е, ё. Работа в прописях.1
Комбинированные прописные буквы: д, ж, ч, н, ю, у. Работа в прописях.1
Проверочное занятие.2 часа
Итого:36 

Курс «Обучение чтению» по 1-му году обучения

Вводное занятие. Инструктаж. Личная безопасность в условиях образовательного учреждения.1час
Мир слов и звуков. Слова короткие и длинные. Работа в прописях.1час
Гласные и согласные звуки. Различение звуков по артикуляции. Работа в прописях.1
Твердые и мягкие фонемы согласных звуков. Моделирование звуков. Работа в прописях.1
Гласные буквы: А,О,У,Э. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Игра «Разрезные буквы». Работа в прописях.1
Звуковой анализ 3 звукового слова. Работа в прописях.1
Гласные буквы: Ы,И. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Игра «Недописанные буквы». Работа в прописях.1
Буквы: Е,Ё,Ю,Я. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Буквы: К,Т. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Буквы: М,Н. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Буквы: Ф,Х. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Игры с буквами: «Подбери букву к картинке», «Подарки». Работа в прописях.1
Слог, подсчет слогов в слове. Различные приемы подсчета слогов. Игра «Разные корзины». Работа в прописях.1
Буквы: Л,Д. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Чтение обратного слога. Работа в прописях.1
Буквы: С,З. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Буквы: Б,В,Р. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Чтение прямого слога с гласными 1 ряда. Игра «В гости». Работа в прописях.1
Буквы: П,Г. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Буквы: Ш,Ж,Ц. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Звуковой анализ 4 звукового слова. Работа в прописях.1
Буквы: Ч,Щ,Й. Конфигурация букв, конструирование букв. Работа в прописях.1
Словесное ударение. Игра «Лута и Лута». Работа в прописях.1
Своеобразие звуковых форм слова: стечение гласных звуков. Работа в прописях.1
Своеобразие звуковых форм слова: стечение согласных звуков. Работа в прописях.1
Буква Ь. Конфигурация буквы, конструирование буквы. Работа в прописях.1
Чтение прямого слога. Работа со слоговой таблицей. Работа в прописях.1
Буква Ъ. Конфигурация буквы, конструирование буквы. Работа в прописях.1
Звуковой анализ 5 звукового слова. Работа в прописях.1
Подбор слов к звуковой схеме. Игра «Домики и гномики». Работа в прописях.1
Игра «Складушки» (составление слов из 3 звуков). Работа в прописях.1
Игра «Складушки» (составление слов из 2 прямых слогов). Работа в прописях.1
Проверочное занятие.2 часа
Итого: 36 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

· обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников и успешная психологическая адаптация детей к условиям школы.

Результат программы

 

Раздел 1. «Математика и логика».

Прогнозируемые результаты.

1й год обучения.

Дети должны уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия между предметами по цвету, форме, величине и т.д.

- продолжать и самостоятельно составлять ряд из предметов или фигур, содержащих до 3 изменяющихся признаков.

- находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет.

- считать в пределах 10 (количественный и порядковый счет).

- различать и читать печатные цифры, соотносить цифры с соответствующим множеством и их порядком в пределах 10 (если числа заданы с помощью числовых фигур, предметных картинок, количеством звуков, движения и т.д.).

- образовывать число из предыдущего числа и единицы или из последующего числа и единицы: 5=4+1 или 4=5-1.

- сравнивать числа в числовом ряду, знать «соседей» каждого числа в пределах 10.

- узнавать и называть элементарные геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник; геометрические тела: шар, куб, параллелепипед; находить в окружающей обстановке предметы, сходные с ними.

- определять собственное местонахождение среди окружающих объектов, ориентироваться в пространстве относительно своего тела (слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом); перемещать предметы и двигаться самому в указанном направлении, обозначать словами сложные перемещения в пространстве.

- ориентироваться во времени: последовательность времен года, дней недели, частей суток, правильно использовать понятия сегодня, завтра, вчера.

- находить последовательность событий и нарушение закономерности.

- изображать графически столько же предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов.

Диагностика:

- соотнесение цифры с количеством изображенных предметов.

- выявление закономерности.

- составление изображения из нескольких частей по образцу.

 

Прогнозируемые результаты.

2й год обучения.

Дети должны уметь:

- продолжать заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, находить нарушение закономерности, самостоятельно составлять ряд, содержащий некоторую закономерность.

- сравнивать числа в пределах 10, используя для записи сравнения знаки: >, <, =.

- выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10, записывать результаты.

- использовать числовой отрезок для присчитывания или отсчитывания 1 или нескольких единиц.

- самостоятельно придумывать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

- узнавать и называть элементарные геометрические фигуры: ромб, параллелограмм, трапецию; геометрические тела: конус, цилиндр, пирамиду; называть их основные элементы: вершина, сторона, угол; находить в окружающей обстановке предметы, сходные с ними.

- ориентироваться во времени: знать последовательность месяцев года, определять время по часам; правильно использовать понятия позавчера, послезавтра.

- измерять и сравнивать величину предметов (длину, массу, объем, площадь) при помощи условной мерки, пользуясь разнообразными общепринятыми способами измерения (шаг, локоть, стакан и т.д.); называть единицы измерения: сантиметр, литр, килограмм.

- разбивать фигуры на несколько частей и составлять из них различные изображения («Колумбово» яйцо, «Волшебный круг», «Вьетнамский круг», «Листок».

- уметь ориентироваться по элементарному плану.

- определять простейшие изменения, связи, зависимости между объектами по форме, величине, составу (часть, целое), количеству, пространственному расположению на предметном и числовом уровне.

- определять место каждого числа в отрезке натурального ряда, уметь продолжить счет как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа в пределах 100, различать количественный и порядковый счет.

- знать последовательность чисел 2 десятка (для более успешных детей – 100).

- уметь составлять заданное число из 2 меньших единиц в пределах 10.

- различать и читать печатные цифры, соотносить их с соответствующим множеством предметов в пределах 20( для более успешных детей – 100), если числа заданы с помощью числовых фигур, предметных картинок, количеством звуков, движений.

Диагностика:

- решение простых арифметических задач на сложение и вычитание с графическим изображением ответа.

- выявление закономерности.

- составление изображения из нескольких частей без образца.

Курс «Умелые пальчики».

Прогнозируемые результаты:

1й год обучения:

Дети должны уметь:

- ориентироваться в тетради в клетку.

- рисовать различные линии по опорным точкам, а позднее без них.

- рисовать по клеточкам или с использованием транспортира и трафарета.

- закрашивать рисунки цветными карандашами, не выходя за контур.

- использовать различные приемы лепки: налепы, нанесение штриховки стекой и т.д. (для декорирования поделок).

- изготавливать простейшие сувениры в технике оригами.

- копировать рисунки, дополнять изображение различными деталями (недостающими или для их украшения).

- выполнять графические диктанты как зрительные (по образцу), так и слуховые (по инструкции взрослого).

- лепить из пластилина цифры и буквы.

Диагностика:

- копирование рисунка.

- упражнение «Дорисуй-ка» (восстановление недостающей половины изображения).

- графический диктант.

- лепка цифр и букв.

2й год обучения:

Дети должны уметь:

- печатать на бумаге в клетку цифры и буквы (заглавные и строчные).

- выделять элементы прописных букв и писать их на бумаге в косую линейку.

- соотносить печатный и прописной вариант буквы.

- копировать рисунки.

- дополнять и восстанавливать изображения (зеркальное отражение предмета, 2 половина предмета) и т.д.

- изготавливать сувениры к праздникам в технике оригами.

- выполнять графические диктанты, пользуясь словесной инструкцией взрослого.

- выполнять графические работы при помощи трафарета и транспортира.

Диагностические задания:

– копирование рисунка.

– графический диктант.

– копирование предложения, записанного письменными буквами.

– фонематический диктант.

– печатание цифр.

 

Курс «Обучение чтению».

Прогнозируемые результаты:

1й год обучения.

К концу учебного года ребенок должен:

- понимать, что слова состоять из звуков, звучат по-разному и похоже.

- правильно произносить звуки изолированно, в словах и во фразовой речи.

- правильно пользоваться термином слог.

- уметь делить слова на слоги.

- работать со слоговой моделью слова.

- различать и называть изолированно твердые и мягкие согласные звуки.

- определять и изолированно произносить первый звук в слове.

- называть слова с заданным звуком.

- дифференцировать понятия: звук и буква.

- соотносить буквы и звуки.

- составлять слоги и 3 звуковые слова с помощью условных звуковых обозначений.

- читать и составлять обратные и прямые слоги с гласными буквами 1 ряда.

- читать и составлять 3 звуковые слова (для более способных детей).

Диагностика:

- тест на развитие фонематического слуха.

- тест на знание конфигурации букв.

- тест на соотнесение звука и буквы.

 

Прогнозируемые результаты:

2й год обучения.

К концу учебного года ребенок должен:

- проводить фонематический разбор слов.

- соотносить слова с их звуковой моделью.

- читать и составлять слоги с гласными 2 ряда.

- читать слова, предложения, небольшие стихотворения и тексты.

Диагностика:

- тест на развитие звукового анализа.

- чтение слогов.

- чтение слов.

- чтение небольшого текста.

 

 

 

 

Курс «Познаем мир».

Прогнозируемые результаты:

К концу обучения дети должны знать:

- элементарные правила поведения в социуме и природе.

- правила личной безопасности.

- службы помощи.

- свою фамилию, имя, отчество и фамилии, имена и отчества членов своей семьи.

- свой адрес, название страны, ее столицу.

- родственные отношения.

- классификацию транспорта.

- некоторые дорожные знаки, сигналы светофора.

- названия и последовательность времен года

- о сезонных изменениях в природе.

- названия домашних животных и о приносимой ими пользе.

- несколько зимующих и перелетных птиц.

- знать наиболее распространенных животных средней полосы разных мест обитания (водоем, лес).

- знать названия наиболее распространенных профессий и их основные трудовые действия.

- знать место работы родителей и занимаемые ими должности.

- знать особенности приспособления животных к сезонной жизни (спячка, нагуливание жира, заготовка корма).

- различать и называть несколько деревьев и кустарников по коре, листьям, плодам.

Должны иметь представление:

- о правилах поведения в общественных местах.

- о строении своего тела, о внутренних органах и органах чувств.

- о погоде в разных частях света в разное время года.

- о растительном и животном мире разных частей света.

- об образе жизни людей в других странах.

- о космическом пространстве, о строении Солнечной системы.

- о сезонных явлениях.

- о международных и государственных праздниках.

Дети должны уметь:
- ориентироваться в предметном мире и мире живой природы, в символах и знаках окружающего социума.

- устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

 

- Адаптация учащихся к школе.

- Подготовка дошкольников к учебному процессу по следующим разделам: математика и логика, обучение грамоте, окружающий мир, изоискусство, моторика.

- формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, а также необходимого уровня монологической и диалогической речи, целостных представлений о мире.

 

 Диагностика:

1 группа Итоговый мониторинг: высокий уровень 6 учащихся =40%

средний уровень 9 учащихся=60%.

 

2 группа

Итоговый мониторинг: высокий уровень 6 учащихся =40%

средний уровень 7 учащихся=47%.

низкий уровень 2 ученика=13%.

 

3 группа

Итоговый мониторинг: высокий уровень 4 учащихся =27%

средний уровень 9 учащихся=60%.

низкий уровень 2 ученика=13%.

 

4 группа

Итоговый мониторинг: высокий уровень 6 учащихся =40%

средний уровень 7 учащихся=47%.

низкий уровень 2 ученика=13%.

Особые условия проведения

Технически- оснащённый кабинет, дидактические и методические материалы

Материально-техническая база

Мультимедийная установка, 2 магнитные доски, методическая литература, дидактические пособия

Список литературы для освоения курса «Математика и логика»..

Для педагогов:

Т.А. Фолькович, Л.П. Барылкина. Формирование математических представлений (4-7 лет). Москва, Вако, 2007.
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Москва, Баллас, 2006.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька….. Практический курс математики для дошкольников. Москва, Ювента, 2008.
А.Н. Овечкина. Школа АБВГДейка. Москва, Школьная пресса, 2008.
Е.В. Колесникова. Математика для дошкольников 5-6 лет. Москва, Сфера, 2002.
В.П. Новикова. Математика в детском саду (5-6 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2005.
В.П. Новикова. Математика в детском саду (6-7 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2005.
Е.В. Соловьева. Математика и логика для дошкольников. Москва, Просвещение, 2004.
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. Развитие логического мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1998.
Л.Ф. Тихомирова. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, Академия Холдинг, 2000.

Для детей:

Рабочая тетрадь. Проверяем знания дошкольника. Часть 1,2 (тесты для детей 6 лет).
Рабочая тетрадь. И.Г. Медеева. Дошкольная математика. Часть 1,2.
Рабочая тетрадь. И.Г. Медеева. Дошкольная геометрия.
Рабочая тетрадь. И.Г. Медеева. Сравнение.
А.И. Савенков. Развитие логического мышления. Ярославль, Академия развития, 2004.
Т.И. Тарабарина. 50 игр на логику. Ярославль, Академия развития, 1999.
Логика (серия «Папка дошкольника»). Для детей 4-6 лет. Киров, ООО ВК «Дакота», 2007.
Логические задачи. Серия «Умный малыш». Киров.

 

 

 

Список литературы для освоения курса«Познаем мир»..

Для педагогов:

Л.А. Обухова, Л.Г. Горькова, О.Е. Жиренко. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Старшая группа. Москва, ВАКО, 2009.
Л.Г. Горькова, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Подготовительная группа. Москва, ВАКО, 2009.
П.Г. Саморокова. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Москва, Просвещение, 1992.
А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Москва, Просвещение, 1991.
О.М. Дьяченко. Чего на свете не бывает? Москва, Просвещение, 1992.
В.И. Золотова. Знакомим дошкольников с миром животных. Москва, Просвещение, 1987.
Диагностика готовности ребенка к школе. Под редакцией Н.Е. Вераксы. Москва, Мозаика-Синтез, 2007.
Для детей:

А. Дитрих, Г. Юрмин. Потомучка. Москва, Педагогика-Пресс, 1998.
А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Москва, Педагогика-Пресс, 1998.
Тесты для детей 6 лет. Проверяем знания дошкольника. Часть 1.
Серия «Мои первые тетрадки». Знакомимся с окружающим миром. Часть 1. Предметы. Часть 2. Природа.

 

 

Список литературы для освоения курса «Умелые пальчики»..

Для педагогов:

Н.В. Новоторцева. Учимся писать. Ярославль, Академия-Холдинг, 2000.
В.Т. Голубь. Графические диктанты (5-7 лет). Москва, Вако, 2009.
Т.А. Фолькович, Л.П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма (4-7 лет). Москва, Вако, 2005.
Н.В. Калинина, А.В. Разинкина. Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии. Ульяновск, ИПК ПРО, 1996.
Н.А. Федосова. Готовим ребенка к письму. Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, № 4.
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Тренируем пальчики. Москва, Дрофа, 2000.
Е.Ф. Черенкова. Оригинальные пальчиковые игра. Москва, Рипол-классик, 2008.
Для детей:

Раскраска «Готовим руку к письму». Москва, ИЗД «Розовый слон», 2000.
Е.Н. Лункина. Прописи по грамоте для детей 5-7 лет. Москва, Сфера, 2009.
Е.Н. Лункина. Прописи по математике для детей 5-7 лет. Москва, Сфера, 2009.
И.Г. Медеева. Прописи «Буква к букве». Часть 1,2. Москва, ООО «Детиздат», 2009.
О.И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь! Санкт-Петербург, Литера, 2009.
Пропись «Знакомство с клеточками» (серия «Папка дошкольника»). Киров, ООО ВК «Дакота», 2009.
И.Г. Медеева. Чудесная клеточка. Часть 1,2. Москва, ООО «Детиздат», 2009.
Бронзова М.Н. Пропись «Учись, малыш» (5-6 лет). Санкт-Петербург, ИД «Нева», 2002.

 

Список литературы для освоения курса «Обучение чтению».

Для педагогов:

Программа для ДОУ. Развитие (под редакцией Л.А. Венгера).
Методические рекомендации. Подготовка ребенка к обучению в 4летней начальной школе: организация и содержание. Ульяновск, ИПК ПРО, 2000.
А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка. Москва, Просвещение, 1987.
М.А. Полякова. Как научить ребенка читать и писать. Москва, Айрис Пресс, 2008.
Л.В. Управителева. Подготовка к школе в детском саду (6-7 лет). Ярославль, Академия развития, 2007.
О. Перова. Букварь-тренажор. Москва, Махаон, 2007.
Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, Учитель, 2006.
Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, Учитель, 2006.
Диагностика готовности ребенка к школе. Под редакцией Н.Е. Вераксы. Москва, Мозаика Синтез, 2007.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Лучшие игры и развлечения со словами. Москва, Лада, 2008.
Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль, Академия развития, 1998.
Т.А. Ткаченко. Букварь. Раннее обучение чтению. Москва, Росмен, 2008.
Автор-составитель Ю.Ю. Чудина. Учимся читать и писать. Москва, Мой мир, 2007.
Для детей:

Раскраска «Учимся читать». Москва, ИЗД «Розовый слон», 2000.
Г. Сапгир. Букварь. Москва, Росмен, 1996.