Мой край

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт.

Дом – детский сад – двор– границы мира постепенно расширяются, а маленький человек начинает задавать всё больше вопросов.

Родной край, малая родина, то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

На самом деле, краеведение просто необходимо для того, чтобы ребёнок понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Изучение краеведения воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Вот и возникла идея по ведению объединения «Мой край.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о родном селе, своей школе, своей семье. Программой предусмотрено, что каждое занятие направлено на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе на основе личного интереса.

Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС. Изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого. В последние годы возрос интерес к истории малой родины. В следствии этого возникает необходимость в новых подходах к преподаванию краеведческого курса.

 

Цель программы:

сформировать представления детей о селе, в котором они живут и учатся, расширяя и углубляя знания учащихся по истории, культуре, традициях и природе родного края;

Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач.

Задачи программы:

в области образования:

– формирование знаний учащихся об особенностях и достопримечательностях своего села;

– расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по окружающему миру, азбуке Ульяновского края;

– приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

в области воспитания:

· содействие гармоничному развитию личности школьника;

· развитие у учащихся любознательности и познавательного интереса;

· совершенствование духовных и физических потребностей;

· формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

· гуманное отношение к окружающей среде, бережное отношение к памятникам истории и культуры села;

· воспитание патриотизма, чувства уважения к людям, прославившим село, любви к родному краю;

· создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Программа построена с учетом возрастных особенностей первоклассников,

на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

Программа объединения «Мой край» рассчитана для проведения работы с детьми на четыре года изучения и включает в себя следующие части: 1 год "Я и моё село",.Учебная группа состоит из 15 человек. Для занятий по программе объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному селу.

Занятия проводятся 4 часа в неделю. Работа объединения проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Для достижения поставленных задач и целей используются различные формы и виды работы.

 

Программа построена с учетом возрастных особенностей первоклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа.

 

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база