Современные дети и подростки – представители нового поколения. Они не всегда обладают достаточными умениями, чтобы с интересом и пользой провести свой досуг. Всё это оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений. Кроме того, такой досуг не способствует формированию и развитию личности ребёнка, подростка, становлению его мировоззрения и системы ценностей, развитию его духовной культуры. Для педагогов и родителей время летнего отдыха связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.
В рамках реализации федерального проекта «Умные каникулы» на базе ДЮЦ № 3 города Ульяновска реализуется комплексная краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Академия талантов» (далее Программма), направленная на самоактуализацию, самопознание и приобретение обучающимися социокультурных практик.
План
Организационный этап: ( 1-3 дня смены)
Первый день. Ребёнок оказался в незнакомой обстановке. На этом этапе роль воспитателя помочь ребёнку адаптироваться, обустроить свой быт, познакомить его с лагерем, помочь найти контакт с другими детьми, познакомить с правилами безопасной жизни и отдыха. В конце этого этапа выявляются интересы и способности, желание каждого ребёнка. Выявляются лидеры в отрядах, которые становятся командирами отрядов. В конце этого этапа у отряда появляется общая цель (исходя из интересов каждого ребёнка), свои законы и традиции, своя атрибутика: название, эмблема, песня, кричалка и т.д. Отряд определяет план дальнейшей совместной деятельности.
Содержание:
- знакомство ребёнка с воспитателем;
- знакомство с возможностями лагеря и его территорией;
- знакомство детей друг с другом, налаживание контакта между ними;
- знакомство с требованиями к организации безопасной жизни и отдыха;
- знакомство с режимными моментами;
- входная диагностика (анкетирование);
- выявление ожиданий детей и взрослых;
- выявление интересов и возможностей детей;
- создание микрогрупп по общим интересам;
- выявление лидеров;
- принятие правил и законов, по которым будет жить племя;
- оформление уголков;
- создание обычаев и традиций;
Основной этап: (4-18 день смены)
Начинается реализация основных блоков и мероприятий программы, все участники программы выполняют режимные моменты, живут по законам и традициям, принятым на совете отряда, посещают мастер-классы, принимают участие в деятельности лагеря. Все результаты конкурсов отражается в рейтингах племён лагеря.
Содержание:
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры, взятой за основу книги Джоан Роулинг «Гарри Поттер».
Игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
Участники лагеря – разбиваются на 2 отряда, т.е. 2 группы одной Академии.
Начальник лагеря становится ректором Академии, а воспитатели – магистрами. Каждый участник смены, чтобы поступить в Академию, должен «сдать документы»: заполнить анкету, написать заявление о приеме в академию. На этот период дети – участники смены становятся абитуриентами.
После этого дети становятся студентами и «учатся» на факультетах Академии.
Программа «Академия талантов» реализует 4 основных блока:
1 блок - социально-педагогический (историко-краеведческий факультет),
2 блок - физкультурно-спортивный (факультет физической культуры),
3 блок - художественный (факультет декоративно-прикладного творчества),
4 блок - досуговый.
Заключительный этап: (19-21 день смен)
Содержание:
-демонстрация результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-подведение итогов смены;
-диагностическое исследование участников по окончании смены, анкетирование (оценка эффективности работы, пситхоэмоционального состояния в конце смены);
-игры на снятие напряжения;
-поднятие флага мира.
Основные мероприятия:
Подведение итогов с отметкой в зачетной книжке студентов; организация выставок творческих работ детей; закрытие смены; награждение победителей конкурсов и активных участников смены (магистров); гала-концерт.
Этап рефлексии и анализа :( август)
Содержание:
Задача: подведением итогов апробации.
Основные виды деятельности
-анализ реализации программы,
-определение результативности реализации программы по разработанным критериям и показателям.
Цели
Цель: организация отдыха детей и подростков в летний период и приобретение ими дополнительных знаний и умений в области истории, физической культуры, прикладной деятельности.
Задачи.
Обучающие:
-повышать уровень знаний и освоения практических навыков и умений у детей по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья, формировать потребность в здоровьесберегающем поведении;
-формировать умение находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения, работать в коллективе.
Воспитательные:
-воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия;
-воспитывать ответственность и бережное отношение к природе .
Развивающие:
-развивать творческие способности ребенка в игре и вне игровой деятельности;
-формировать умение слушать и понимать других, сочувствовать и сопереживать, помогать друг другу.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
Личностные УУД –
-формировать познавательный интерес и полезные привычки (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены);
-развивать физические качества (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
-эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
Предметные УУД –
-знать нормы поведения в социуме : в театре, кино, бассейне, игровой площадке и т.д.
-согласованность своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
Метапредметные УУД –
Регулятивные УУД:
-самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-следовать режиму организации оздоровления летней деятельности детей;
-определять план выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством воспитателя (педагога).
Познавательные УУД:
-определять умения, которые будут сформированы на основе знакомства с новыми знаниями; определять круг своего незнания.
-отвечать на простые и сложные вопросы самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках.
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Условия
Условия посещения детьми лагеря с дневным пребыванием: с 8.30 до 14.30
Количество отрядов:: 2 смена- 40 детей, 3 смена-40 детей;
Наполняемость отрядов: 20-25 детей в отряде
Организация питания: 2-разовое горячее питание;
Возраст принимаемых детей: 6,5-14 лет;
Дети принимаются на основании заявления от родителя (законного представителя)
Контактные лица
Оргеткина Наталия Викторовна
тел. 58-36-75
Длительность
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации программы будут привлечены материально-технические возможности Центра:
- прилегающая территория с площадкой для игр и зоной отдыха;
- оборудованный актовый зал, хореографический кабинет;
- оборудованный кабинет психологической разгрузки;
-кабинеты для проведения кружковой работы;
- спортинвентарь для проведения соревнований, подвижных игр, турниров, состязаний и т.д.;
- реквизит для проведения игровых программ;
- видео, аудиотехника, компьютеры и оргтехника;
- материалы для оформления и творчества детей;
- призы, награды для стимулирования активности детей.