Зелёные пионеры

 Актуальность программы обусловлена потребностью современного общества в социально-активной личности, умеющий самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанной на общечеловеческих ценностях, таких как гуманизм и милосердие, человеколюбия и сострадания, способная оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого экологического развития.

 Цель: формирование природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся.

 Задачи:

 • дать знания о понятиях «экология», «экологические системы», «экопроизодство» сформировать систему знаний о принципах, лежащих в основе экологической деятельности; развитие лидерских качеств у обучающихся.

• научить методике подготовки и проведения различных экологических акций, коллективно-творческих дел, нетрадиционным техникам подготовки плакатов, стендов, экологических знаков и символов;
   • формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья, экологически чистой продукции, чистого воздуха и окружающей среды.

·        применение на практике знаний вопросов экологии и путей их решения;

·        овладение нормами экологической культуры;

·        вовлечение обучающихся школы в практическую работу по сохранению природы;

·        участие в региональных, областных, российских и международных экологических программах и проектах.
 

Программа состоит из 5 разделов:

1.     Вводное занятие.

2.     Просветительская природоохранная деятельность

3.     Общественно-полезная природоохранная деятельность

4.     Учебно-познавательная природоохранная деятельность

5.     Итоговое занятие

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зелёные пионеры» является модифицированной. Данная программа ориентирована на формирование социально-успешной личности, воспитание социальной компетенции, социальную адаптацию, повышения уровня готовности обучающихся к взаимодействию.

Программа «Зелёные пионеры» призвана сформировать в обучающихся лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел.

 

Направленность программы: туристко- краеведческая.

Уровень программы: стартовый.

Адресат программы: учащиеся 11-15 лет.

 

Объём часов программы: 144 часа.

 

Форма занятий: очная. Возможно обучение дистанционное.

Сроки реализации программы: 36 учебных недель. 9 месяцев. 1 год.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Всего 4 часа в неделю, 16 часов за месяц.

Педагоги

Михайлова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Раздел 1.  Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (2 часа)

 

Тема: Вводное занятие.

Теория: Знакомство с учащимися. Сбор сведений об учащихся и их родителях. Беседа, введение в курс программы «Зелёные пионеры». Практика: Инструктаж по ТБ на занятиях и ПДД. Проведение анкетирования (опроса по направленности программы, выяснение интересов и знаний учащихся на начальном этапе).

Контроль: Начальная диагностика.

 

Раздел 2. Экология как наука. Туризм (16 час.)

 

Тема 1. Новая биологическая наука – экология и туризм

Тема 2. Ученные об экологии, о туризме и краеведении

Тема 3. Законы существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Тема 4. Разделы экологии

Тема 5. Современная экология

       

Теория. Раскрываются понятия «экология», «природа», «охрана». Пословицы и поговорки о природе. Добрые и не добрые дела по охране окружающей среды. Увлечения. Интересы. Ты и природа. Настоящий эколог. Правила охраны территории. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Вполне сформировавшаяся, зрелая наука, имеющая свои разделы и подразделы, связанные между собой и с другими науками. Каждый раздел подразумевает более детальное, углубленное изучение отдельных аспектов экологии. Выделяют несколько основных разделов.

Общая экология. Раздел изучает основные природные процессы, закономерности, природные системы, их взаимодействие друг с другом и с другими системами. Данные раздел является одним из фундаментальных. Подразделы: туристическое моделирование, теоретическая (основные закономерности) и экспериментальная (из-за того, что в реальности некоторые процессы протекают очень медленно, производятся исследования и эксперименты) экология.
Практика. Игры «Ловкий турист». Туристические путешествия, история развития туризма. Туристические нормативы и значки. «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, по туристскому многоборью.

Упражнения: «Одна минута славы», «Я люблю», «Сороконожка».

Контроль. Написание и защита проекта «Туризм - это образ жизни».

 Методическое обеспечение.

Дидактический материал: карточки с заданием «Кто такой ловкий турист?», «Моя Вселенная», «Мои достижения»; памятки «Правила работы в паре», «Правила групповой работы».

Техническое оснащение: компьютер, проектор.

Учебные пособия: электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации) «Что такое туризм», «Туристические путешествия», «Юный турист»; мультфильмы «Смешарики. Африка», «Зачем нужны друзья», «Смешарики идут в поход», «Только горы», «Туризм»; видеоматериалы «Дружба – это не работа», «Берегите лес от пожара»; аудиоматериалы Барбарики «У друзей нет выходных», Сергей Парамонов Турист домосед (Песни на день туризма 2020); Юрий Кукин А я еду за туманом; Все расстояния когда-нибудь в круг замыкаются (М. Бесчальник); Песня раз дощечка два дощечка будет лесенка

 

Раздел 3. Экологические законы (16 час.)

 

Тема 1. Экологическое законодательство.

Тема 2. Закон сохранения вещества (массы) и Закон сохранения энергии.

 

Тема 3. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон Вернадского.

Тема 4. Четыре «закона» экологии Б. Коммонера.

 

Теория: Любая преобразовательная деятельность человека не в состоянии ни создать, ни уничтожить ни одного атома вещества, а лишь позволяет перевести вещество из одного состояния в другое. Ничто не исчезает бесследно. С точки зрения природопользования необходимо усвоить, что любой процесс будет создавать отходы, которые также являются частью преобразованного природного вещества. на Земле при любых физических, химических или иных изменениях может лишь превратить энергию одного вида в другой, но не добиться её возникновения или исчезновения;  и т.д.

Цели программы

формирование природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры обучающихся.

Результат программы

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД.

·          Определять   и формулировать цель деятельности на занятии с    

     помощью учителя, а  далее самостоятельно.

·          Проговаривать последовательность действий.

·          Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного

     задания, учить работать по предложенному педагогом плану, а в 

      дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

·          Средством формирования этих действий служит технология     

     проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·          Учиться совместно с педагогом и другими  воспитанниками     

      давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.

·          Средством формирования этих действий служит технология 

     оценивания  образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД.

·          Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя 

     разные источники информации, свой жизненный опыт и   

     информацию, полученную на занятии.

·          Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

     результате совместной работы всей команды.

·          Средством формирования этих действий служит учебный материал

      и задания.

3. Коммуникативные УУД.

·          Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

     Слушать и понимать речь других.

·          Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и 

     следовать им.

·          Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,     

     критика).

·          Средством формирования этих действий служит организация

     работы в парах и малых группах.

4. Личностными результатами является формирование следующих 

     умений:

·          Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила 

     поведения при  сотрудничестве (этические нормы).

·          В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, 

     опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать   

     выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как         

     поступить.

Особые условия проведения

Обучающиеся должны знать:

Предполагается получить результаты в области воспитания, а значит, развития ребенка:

-воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира;

-формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;

-привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;

-умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

-желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности, любознательности,

интереса к познавательной деятельности, ассоциация мышления.
Обучающиеся должны уметь:

• владеть навыками планирования и самоанализа;

•уметь составлять информационный буклет средствами MicrosoftOffice;

• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.

• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

Материально-техническая база

I.  Материально – технические:

1.          Актовый зал

2.          Компьютер с выходом в Интернет, программное обеспечение, экран, проектор, компакт-диски с учебным материалом.

3.          Музыкальная аппаратура

4.          Рабочие столы, стулья, стол руководителя.

5.          Компьютеры, флеш-карты и др. носители информации;

6.          Ватманы, фломастеры и т. д, декоративная бумага;

7.          Фотокамера (фотоаппарат);

8.          Карманное зеркальце для артикуляционных упражнений;

9.          Костюмы для постановок, инсценировок, этюдов.

 

II. Для работы объединения необходим следующий инструмент и расходный

     материал:

10.     – фильмы и видеоролики на заданные темы;

11.     – статьи из популярных и специальных газет, и журналов на тему коллектива, лидерства, успешности.