Возрождение национальной культуры и языка

  • (1)

Программа предлагает минимальное комплексное обучение всем уровням татарского языка и видам речевой деятельности на базе такого образовательно – воспитательного материала, содержание которого направлено на нравственно – эстетическое воспитание учащихся и развитие их мыслительной и познавательной активности.

В процессе обучения родному языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у школьников дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия, чувства доброжелательности, бережного отношения к родной природе, патриотизма, взаимопомощи, развитию их познавательных интересов, расширению кругозора, привитию интереса к татарскому языку, желательно говорить по- татарски.

Программа предусматривает знакомство школьников в доступной для них форме с жизнью и деятельностью Г.Тукая, К.Насыйри, М.Джалиля и др. Расширение представлений о Родине, родной природе, о труде взрослых, о нормах поведения культурного человека, его правах и обязанностях, о долге и ответственности школьников, о дружбе, товариществе – главный мотив программы.

Уже в младшем школьном возрасте оба языка, родной и русский, должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности учащихся, реально стать орудием мышления и общения, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности, и тем самым будут заложены прочные основы дву- или многоязычия с татарским языком в качестве компонента.

Программа определяет цели, задачи и содержание работы по татарскому языку в начальных классах русской школы, намечает логику освоения его строя, устанавливает примерные требования к уровню практического владения в его устной и письменной формах, определяет в соответствии с возрастными возможностями и особенностями младших школьников оптимальные объёмы различных видов и форм учебной деятельности.

В отличие от сложившейся практики, ориентированной преимущественно на изучение правил грамматики, данная программа основывается на функционально – системном подходе, при котором учёт взаимосвязи, единиц языка облекчает осознание строя татарского языка, его норм и традиции, а также становление умений и навыков восприятия речи и её производства в устной и письменной формах.

В школах с многонациональным составом учащихся, курс «Возрождение национальной культуры и языка» относится к системе курсов дополнительного образования. Программа разработана для учащихся – татар, обучающихся в русской общеобразовательной школе, не изучающих родной язык как предмет.

Педагоги

Абубякирова Н. У.- педагог дополнительного образования

Содержание программы

Название темы

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2.Республика Татарстан.
2.1. Рассказы о Волжской Булгарии.
2.2. Понятие «племя», «народ», «предок».
2.3. Предки татар –булгары.

2.4. Города и аулы Булгарии.
2.5. Старинные городаТатарстана: Тетюши, Арск, и т.д.
2.6. Внешний город. Ханский дворец, мечеть, мектеб, медресе.
2.7. Население городов: купцы, ремесленники, воины, гончары,плотники.
2.8. Изба. Убранство в избе.
2.9. Предметы обихода, вещи как символ эпохи и старины. Экскурсия в музей.
2.10. Предание о Казани.
2.11. Набеги монголов на русские княжества, на Волжскую Булгарию. Два предания о том, почему город назван Казанью.
2.12. О современной республике Татарстан.
2.13. Численность населения.
2.14. Государственные символы республики Татарстан: герб, флаг, гимн.
2.15. Государственные символы республики России: герб, флаг, гимн.

3. Изучение татарского языка.
3.1. Изучение татарского алфавита.
3.2. Ознакомление с фразеологическими оборотами татарского языка.
3.3. Разговорная речь.
3.4. Вилы речевой деятельности.
3.5. Прослушивание магнитофонной записи и произношение.
3.6. Татарские диалекты.
3.7. Составление рассказы о памятных событиях своей жизни.
3.8. Навыки культуры речи.
3.9. Составление кроссвордов.
3.10. Культура общения. (составление рассказов)
3.11. Упражнения в чтении на татарском языке.
3.12. Написание букв н, ж, у,э.
3.13. Особенности произношения букв: х и х(татарского алфавита) и написание их.
3.14. Татарские поэты и писатели. (оформление стол-книжки).
3.15. Произведения Г.Тукая «Шурале»,
3.16. Произведения Г.Тукая «Туган тел».
3.17. Стихотворения Шауката Галиева, рассказ Аппаковой «Йолдызкай»,
3.18. Выучить стихотворения Мусы Джалиля с детьми.
3.19. Решение кроссвордов, ребусов.

4. Моя семья.
4.1. Наши родные и близкие(устные рассказы о семье).
4.2. Родословие.
4.3. Составление рассказа «Родословная нашей семьи».
4.4. Происхождение отдельных татарских имён и фамилий.
4.5.Особенности татарской национальной кухни.
4.6. Оформление альбома «Любимые блюда нашей семьи: бялеш, чак-чак, перемячи, очпочмак и др»
4.7. Мы в гостях у родственников. Правила поведения в гостях.
4.8. Составление презентации «Моя семья».
Чаепитие ( татарские национальные блюда).

5. Устное народное творчество.
5.1. Ознакомление былинами, сказаниями.
5.2. Изготовление книжки с татарскими сказками.
5.3. Оформление выставки.
5.4. Пословицы и поговорки о дружбе.
5.5. Сочинение истории по пословице.
5.6. Загадки, скороговорки, головоломки, шутки – прибаутки.
5.7. Придумывание головоломок.
5.8. Народные игры:»Кап-коп», «Кария – Закария» и др.
5.9. Татарский музыкальный фольклор: народные песни…

 

Цели программы

Приобщение учащихся к богатствам культуры родного народа, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений культуры и отраженной в ней действительности, и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, личностной идейно-нравственной позиции

Результат программы

-устойчивый интерес к истории своей Родины;

- знания культуры родного края;

- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

- способность творчески мыслить и рассуждать;

- способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

 Достижение этой цели предполагает:

– чтение и изучение произведений устного народного творчества:

– изучение истории своего народа;

- сбор материала по обычаям, традициям родного татарского народа;

– развитие эмоциональной культуры речи.

В изучении истории, культуры и быта родного (татарского) народа в курсе выделяют следующие разделы:

– Беседа о родном языке;

– Изучение татарского языка;

– Культура татарского народа;

– Виды народного творчества;

– Праздники, традиции и обычаи татарского народа;

– Республика Татарстан – её прошлое и настоящее

Особые условия проведения

Программа является интегрированной, так как включает сведения из, культурологии, археологии, этнографии, литературоведения, школьного курса истории и также комплексной. Комплексность характеризует всю практическую деятельность объединения, начиная с получения исходных исторических знаний, их расширения и углубления и целостной интерпретации в экскурсиях, разработанных обучающимися в объединении, в рефератах и докладах.