В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. Ведь малыши, восторгаясь при виде цветка, бабочки, могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.Неслучайно перед педагогами стоит вопрос: как приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире.В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью детства.Сравнивая свой обычный дом и «дом природу», ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, растения и животные, почва, солнце, которые тесно связаны друг с другом и человеком.
Затем дети узнают отличия объектов природы от объектов, сделанными руками человека, отличия живой и неживой природы. Даже в наш «компьютерный век» не телевидение, не Интернет, а сама природа во всей ее простоте и сложности должны являться главным наставником ребенка в его воспитании.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Вместе с тем дети рано начинают обнаруживать способности тонко наблюдать и понимать природу только в том случае, если воспитатель сам любит, понимает и интересуется природным окружением.Ведь так важно вовремя поддержать в ребенке любовь к прекрасному (а природа поистине прекрасна!) и не дать погаснуть этому чувству.
Общепризнано, что чем раньше ребенок познакомится с удивительным миром природы, тем раньше он научится беречь ее, тем больше в его душе будет доброты, и он почувствует неразрывную связь с ней.
Вместе с тем только система работы по экологическому воспитанию не позволяет удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей.
Немаловажную роль в экологическом образовании играет кружковая работа, которая носит интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка.
Учитывая вышесказанное, была разработана настоящая дополнительная образовательная программа экологического развития для детей старшего дошкольного возраста.