Утверждение школьника себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей. В какие формы выльется реализация этих потребностей, каков будет характер, во многом зависит от той среды, которая его окружает. Зависит от общности, с которой он себя идентифицирует, и деятельности, в которую он включён. Всё это образует пространство его личностного самоутверждения. Важно создать пространство, которое бы отвечало их насущным возрастным потребностям, и при этом было бы благоприятным для их нравственного развития.
Новый XXI век, далеко шагнувшего вперед технического прогресса, принес с собой множество негативных факторов, влияющих на здоровое развитие наших детей и подростков, поэтому составляющей программы по туризму и краеведению стал Здоровый Образ Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу здоровьесберегающих методик и технологий, ведущих обучающихся к постепенному физическому совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором повышения мотивации к образовательно-воспитательной деятельности учащихся объединения.
В век современных технологий, компьютеризации и гаджетов человечество все чаще замечает снижение уровня физической активности, а как следствие и снижение уровня физического развития и физической подготовленности.
Отличительные особенности программы:
Программа рассчитана на 7-11 лет и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи; получение спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью, спортивному ориентированию.
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Воспитываются у обучающихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по органи¬зации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешест¬вий) с обучающимися, воспитанниками» и «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Рос¬сийской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.
Практические умения и навыки отрабатываются на занятиях в помещении (учебный кабинет, спортзал) и на местности (стадионе, в парке, лесной зоне). Практические навыки отрабатываются в однодневных и категорийных походах, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Новизна программы:
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям учащихся.
Предметом обучения программы является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.