Актуальность АДОП «Школьный театр «Дом волшебников» заключается в необходимости социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации детей с умственной отсталостью в процессе художественно-эстетического развития на занятиях театрального кружка.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Предлагаемая программа направлена на получение навыков и основ эстетического мировоззрения и развития основных социальных навыков, что можно в дальнейшем активно использовать в любой сфере деятельности.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития эмоциональной сферы, речевого развития, а также формирования у них социально-коммуникативных навыков. Занятия по программе развивают умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым и услышанным, что способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ в современном обществе.
Театральное искусство, в основе которого лежит игра, близко и понятно детям с интеллектуальными нарушениями. Игра для них является основным видом деятельности, с помощью которого дети овладевают знаниями о внешнем мире. Коммуникативный и социальный опыт обучающихся с интеллектуальными нарушениями крайне скуден. Им сложно решить ту или иную проблемную ситуацию. В театрализованной игре, используемой как ненавязчивое педагогическое средство, ребенок может получить представление об окружающем мире – через образы, проигрывание жизненных ситуаций, через эмоциональные переживания, краски, звуки.
На занятиях по театрализованной деятельности используются театрализованные игры-драматизации, дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, упражнения с элементами игры – на проговаривание, на развитие пантомимики, упражнения по ритмопластике, на развитие чувств, эмоций.
В игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок, работая над образом персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях. Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения самого умственно отсталого ребенка. Возникают посылы для творческого решения, попытки импровизации.
Реализация настоящей Программы требует от педагога особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать обучающихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к ним.