Программа «Занимательная грамматика» реализуется по социально-педагогической направленности, охватывая разные возрастные категории (с 7-11лет).
Программа построено по четырём содержательным модулям:
1 класс «По дорогам Фонемограда»
2 класс «В Царстве Слов»
3 класс «Мастерская архитекторов»
4 класс «В стране Сочинителей»
Принципы, лежащие в основе курса:
Научность: практические задания основаны на владении теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.
Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей структуры; последующий блок дополняет общую картину языкового явления.
Природосообразность: сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать.
Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.
Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.
Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.
Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.