Марья -искусница

  • (1)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Марья-искусница» является модифицированной.

Программа разработана на основе пособия для учителей «Декоративно-прикладное искусство в школе». Автор: А.С.Хворостов-М.: «Просвещение», 2010 г.

Данная программа основана на развитие интереса и творческих возможностей учащихся во внеурочное время. Позволит развить художественно-творческие умения учащихся, раскрыть социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

Уровень программы: базовый.

Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.

2. Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

3. Развивать образное мышление, творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками.

Широкий набор видов деятельности и материалов в программе позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Программа состоит из 7 разделов:

-Вводные занятия: инструктаж по техники безопасности и правилам дорожного движения;

- Золотая соломка.

- Сказки Божова.

- Дела бумажные.

- Рисуем нитками.

- Чудесный песок.

- Чудесница глина.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Марья-искусница» актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности. Серьезность её освещения, практическая направленность соответствует всем требованиям, предъявляемым к программе дополнительного образования (ФЗ № 273).

Адресат программы: 6- 10 лет, 7-11 лет.

Курс обучения планируется на 2 года.

Объём часов по первому году обучения- 72 часа (занятия проводятся 1 раз по 2 часа в неделю, нагрузка за месяц 8 часов).

Модули программы:
Всего часов за первый модуль 32 часа-(сентябрь-декабрь)
за второй модуль 40 часов-(январь-май)
Итого: 72 часа

Объем часов по второму году обучения- 144 часа (занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю, нагрузка за месяц 16 часов).

Всего 36 учебных недель каждый год.

Модули программы:
Всего часов за первый модуль 64 часа-(сентябрь-декабрь)
за второй модуль 80 часов-(январь-май)
Итого: 144 часа



Педагоги

Артамонова Елена Николаевна- педагог дополнительного образования

Содержание программы

Основная идея программы – выявлять и развивать интерес и способности детей к художественному и прикладному творчеству. Настоящая программа предусматривает расширение художественного кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к искусству.

Инновационность программы.

Наряду с традиционными формами предъявления и демонстрации образовательных результатов (выставка, конкурс) в программе предусмотрена такая форма, как защита проекта (мини-проекта). Технология проектного обучения – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность обучающихся, совместная или индивидуальная. Программа предполагает создание обучающимися мини-проектов, отличием которых является решения какой-то небольшой проблемы в этом и заключается инновационность программы.

Цели программы

Цель: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

 

Результат программы

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, культуры общения и поведения в социуме, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально – волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);

- учебно – познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

 

Метапредметные результаты:

- усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;

- развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Предметные результаты:

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

-название и назначение материалов: бумага, картон, пластилин; название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея;

-правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;

-способы и приёмы обработки различных материалов, названия изучаемых техник декоративно-прикладного творчества – мозаика, аппликация, пластилиновая живопись.
Должны уметь:

- анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
- работать в изучаемых техниках: бумагопластика и пластилиновая живопись.

Особые условия проведения

Формы и методы оценки уровня освоения дополнительной программы:

Педагог дополнительного образования при оценивании работ учащихся руководствоваться следующими критериями:

· уровень знаний теоретических, практических вопросов по изученному материалу и умение применять эти знания в практической работе;

· знание инструментов, приспособлений и умение подготовить их к работе, знание материалов;

· степень овладение приемами выполнение работы в целом (операциями);

· продолжительность выполнения работы в целом и её части;

· знания и выполнения требований техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении работ;

· умение правильно организовать рабочее место и поддержать порядок на нём, бережно относится к инструменту;

· степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявление элементов творчества;

· качество выполнения работы в целом (точность и чистота отделки изделия, присутствие элементов дизайна и другое).

Все компоненты и критерии требований к уровню и качеству выполнения творческих работ предъявляются заранее, являются открытыми и общедоступными, что позволяет в ходе ее выполнения ученику контролировать себя самостоятельно, вносить коррективы в работу.

 

2.3.Формы проведения контроля.

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1.Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.

Формы контроля: опрос, тестирование.

2.Промежуточная диагностика, которая позволяет выявить уровень усвоения знаний по конкретному разделу программы, уровень сформированности умений.

Формы контроля: опрос, наблюдение, зачёт, защита проектов, участие в выставках, практическая работа, индивидуальное задание и т.д.

3.Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.

Формы контроля: зачет, участие в выставках, защита проекта, самостоятельная работа, мастер-классы и т.д.

Целесообразно работу каждого ученика оценивать по особенностям предъявляемых требований к усвоению знаний и овладению конкретными умениями комплексно по следующим параметрам:

· включенность ученика в образовательную деятельность и личностный рост, знание элементарных понятий и простейших приемов работы с инструментом;

· оценка учащихся друг друга при коллективно – распределительной деятельности в группах: продолжительность выполнения работы в целом, требование техники безопасности, организации рабочего места;

· содержание, формы представленной творческой работы: степень самостоятельности при организации и выполнении работы и проявление элементов творчества, законченность работы;

· публичная защита творческой работы.

· Наличие достижений учащихся за год обучения (Портфолио учащегося).

 

Кадровое обеспечение: Артамонова Е.В.- педагог дополнительного образования.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Кабинет расположен на 2 этаже. Номер кабинета№ 233, с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующее требованиям САНПиН. Площадь кабинета 90 кв. м.

 

Информационное обеспечение включает в себя ряд презентаций, изображений на электронном носителе для демонстрации творческих изделий, этапов изготовления изделий. На сайте группы имеются фотографии и поэтапные инструкции изготовления декоративных изделий, фотографии работ обучающихся детского объединения.

Кабинет оборудован средствами пожаротушения и средствами первой медицинской помощи.

Материально-техническая база

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (на каждого обучающегося): бумага (цветная и белая), картон, краски (акриловая, акварельная), набор кистей разных размеров, простые карандаши ТМ, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, природный материал (крупы, ракушки, камни и др.), бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, втулки от скотча и бумажных полотенец, лоскуты, нити, проволока и др.), пластилин, баночки для воды, клеенки и т.д.

Техническое обеспечение: ноутбук для просмотра презентаций −1, мультимедийное оборудование.

Литература для учителя:

Декоративно-прикладное искусство в школе, А.С.Хворостян «Просвещение».: -М,2010 г.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное «Издательство Акад, развития».: Ярославль, 2013 г.
Чудесные поделки из бумаги "Просвящение".:-М, 2011 г.
Аппликационные работы в начальных классах "Просвещение«.:-М, 2010 г.
Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе, «Феникс», Ростов- на- Дону, 2010 г.
Рукоделия. Умелые руки «Фолио», Харьков 2008 г.
Литература для ученика и родителей:
Газета «Делаем сами» 2010г.
Газета «Мастак» 2010г.
Технические средства обучения
Ноутбук

 

Электронные образовательные ресурсы
Сайт академии повышения квалификации г. Москва

Федеральный российский общеобразовательный портал:

Федеральный портал "Российское образование":

Образовательный портал "Учеба"

Сайт электронного журнала "Вестник образования"

Сайт федерации Интернет образования

Всероссийская олимпиада школьников

Сайт издательского центра "Вентана – Граф"

Сайт издательского дома "Дрофа"

Сайт издательского дома "1 сентября"

Сайт издательского дома "Профкнига"

Сайт Московского Института Открытого Образования

Образовательный сайт "Непрерывная подготовка учителя технологии"

 

http://www.apkro.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.edu.ru

http://www.uroki.ru

http://www.vestnik.edu.ru

http://teacher.fio.ru

http://rusolymp.ru/

http://www.vgf.ru

http://www.drofa.ru

http://www.1september.ru

http://www.profkniga.ru

http://www.mioo.ru

http://tehnologiya.ucoz.ru/

Сайт www.chudo-lobzik.ru