Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наша программа предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации экологических и духовных знаний, практических умений, навыков, недостаточно раскрытых в школе.
Программа направлена на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы.Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими принципами:
• демократизации предполагает равноправное и добровольное участие
всех членов объединения в деятельности в соответствии с собственными интересами.
• совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе. Творческая деятельность также способствует самовыражению личности через творчество
• научности (материал программы строится на основе научных фактов, положений которые даются в упрощенной, доступной форме);
• связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определенном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
• систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределен по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
• доступности и посильности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям и физическим силам детей);
• наглядности (на занятиях применяются различные виды наглядности: модели, стенды, иллюстрации, схемы и др.);
Включение в социально-значимую деятельность позволяет детям раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности важна опора на чувства ребенка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребенка делами дает намного больший воспитательный эффект, чем воспитание словами.